Сестру Надежды Савченко, народного депутата от "Батьківщини" и члена украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, Веру не пустили в Оболонский районный суд Киева, где рассматривается дело 13 бойцов добровольческой роты особого назначения МВД Украины "Торнадо". Об этом изданию "ГОРДОН" рассказали активисты "Торнадо" и подтвердила сама Надежда Савченко.
"Ко мне возле Верховной Рады подошел мужчина, бывший боец батальона "Торнадо", сказал, что сейчас его побратимов, патриотов Украины, судят, рассказал подробности. Сейчас в Украине проходит очень много судов над добровольческими батальонами. Я захотела разобраться, но лично не смогла приехать к "Торнадо", работала в Верховной Раде, поэтому послала в суд своего помощника и сестру Веру", – рассказала Савченко.
Народный депутат подчеркнула, что ее заинтересовали факты, которые рассказали активисты "Торнадо" о контрабанде в зоне АТО, а также удивило, что Вере и помощнику не дали пообщаться с задержанными бойцами перед началом судебного заседания. "Я не знаю, почему суд запретил моему помощнику и сестре Вере быть на заседании, поговорить с парнями, но обязательно сделаю отдельный депутатский запрос. Это требует времени, но я мониторю ситуацию", – отметила Савченко.
По словам активистов, которые были на месте, подследственных торнадовцев привезли на суд вовремя, но специально держали в автозаке и не конвоировали в зал суда, пока Вера Савченко не уедет, в итоге сестра и помощник нардепа, у которых был плотный график, уехали ни с чем.
"Веру точно так же не пускали и ко мне на суд в российском Донецке, меня точно так же несколько раз держали в автозаке, пока Вера не уедет. То, что такое же происходит в украинских судах – неправильно! Помощники народных депутатов и сами нардепы должны быть на судах, а сами суды должны быть открытыми и публичными, как и вся система правосудия. Я пока не делаю выводов, но отметила для себя, что нам не дали поговорить с задержанными перед заседанием", – объяснила Надежда Савченко.
Корреспондент "ГОРДОН" лично стал свидетелем того, как 1 июня, на следующий день после визита представителей Савченко, к "Торнадо" запретили пускать журналистов, хотя до этого СМИ всегда давали 30 минут перед началом заседаний пообщаться с бойцами. Активисты добровольческой роты настаивают, что запрет был связан именно с интересом Надежды Савченко к делу "Торнадо" и "боязнью военной прокуратуры лишнего шума".
"Судя по тому, что помощник и Вера увидели, ситуация с судом над "Торнадо" действительно неоднозначная. Хочу подчеркнуть: мои слова – это не поддержка и точно не осуждение. Я вижу, что в Украине судят нечестно, именно поэтому нам так нужна судебная реформа, но не та, за которую сегодня проголосовали в Раде. Мы сейчас работаем, собираем всю информацию. Я не могу решить все сразу, потому что сама совсем недавно вышла из тюрьмы", – рассказала Надежда Савченко.
В Оболонском суде Киева, куда редакция "ГОРДОН" обратилась за комментарием, объяснили, что решение больше не пускать журналистов принял конвой, сопровождающий "Торнадо" из СИЗО в суд. Причина – на одном из судебных заседаний подследственные облили зеленкой военного прокурора. Конвоиры уверены, что зеленку бойцам передали именно журналисты. Торнадовцы уверяют, что достали зеленку сами и облили ею прокурора "в знак протеста, что Военная прокуратура в лице Матиоса фабрикует дело".
"Хочу сказать парням из "Торнадо", которые сейчас сидят в СИЗО и считают, что сидят несправедливо. Я тоже несправедливо отсидела два года. Ребята, и в тюрьме можно выжить. Поэтому, если вы готовы ждать, вам придется подождать. Наши украинские парни в России, которых несправедливо судят, похищают, пытают, сказали: "Надя, мы готовы подождать". У них нет никакой надежды на справедливость, потому что их будет судить российский суд. Но батальон "Торнадо" судит украинский суд, именно поэтому я собираюсь серьезно контролировать СИЗО, тюрьмы, суды, буду мониторить, что происходит", – подытожила Надежда Савченко.
Бойцы "Торнадо" перед судебным заседанием в Киеве. Слева – заместитель комбата Николай Цукур, второй справа – командир роты Руслан Онищенко. Фото: Николай Цукур Facebook
Почти год назад, 17 июня 2015 года, в Луганской области были задержаны первые несколько бойцов "Торнадо", включая командира роты Руслана Онищенко. Для всех суд избрал меру пресечения в виде ареста без залога. 18 июня глава МВД Арсен Аваков подписал приказ о расформировании роты. На сегодняшний день в Лукьяновском СИЗО Киева содержатся 13 торнадовцев. 7 октября 2015 года при попытке задержания был убит боец роты Виталий Дьякон с позывным Толстый.
По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, задержанные бойцы подозреваются в похищении людей в зоне АТО и пытках. В "Торнадо" обвинения военного чиновника категорически отвергают, подчеркивая, что уголовные дела против бойцов роты появились сразу после того, как добробаты начали останавливать поезда с контрабандным углем, металлом и лесом, ежесуточно курсирующие через линию разграничения.
О масштабной контрабанде в зоне АТО в мае прошлого года в интервью "ГОРДОН" подробно рассказывал заместитель комбата "Торнадо" Николай Цукур. В интервью нашему изданию, а также на ток-шоу "Шустер LIVE" Цукур напрямую обвинил своего тогдашнего руководителя, начальника Главного управления МВД в Луганской области генерал-лейтенанта Анатолия Науменко, в "крышевании контрабанды и бизнес-сотрудничестве с боевиками". Через сутки после эфира дом Цукура в оккупированном Перевальске в Луганской области сожгли неизвестные.
10 марта 2016 года замкомбата "Торнадо" Николая Цукура арестовали и объединили его дело с задержанными ранее торнадовцами.