В суд направили второй эпизод дела "Роттердам плюс". В нем 14 подозреваемых
Правоохранители направили в суд второй эпизод дела "Роттердам плюс". В нем фигурируют 14 бывших и действующих должностных лиц, причастных к внедрению и действию так называемой формулы "Роттердам плюс". Об этом 2 января сообщила пресс-служба Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Среди обвиняемых:
- два бывших председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ);
- шесть бывших членов НКРЭКУ;
- два действующих члена НКРЭКУ;
- действующий и бывший работники НКРЭКУ;
- два действующих должностных лица группы частных теплогенерирующих компаний.
Расследование в отношении еще одного бывшего работника НКРЭКУ выделили в отдельное уголовное производство.
Шестеро из этих лиц, которые, как установило следствие, осознанно приняли участие в преступлении, получили новые подозрения по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление властью). Действия членов НКРЭКУ, которые, не разобравшись, голосовали за утверждение так называемой формулы "Роттердам плюс", квалифицировали по ч. 2 ст. 367 УК Украины (служебная халатность).
Это второй эпизод масштабного расследования антикоррупционных органов. НАБУ и САП завершили его расследование в январе 2023 года. Расследование первого, по подозрению шестерых человек, – относительно незаконной переплаты более 19 млрд грн на протяжении 2016–2017 годов – завершили в сентябре 2022 года, а в марте 2023 года направили в суд.
Контекст:
Как установило следствие, в формулу "Роттердам плюс" заложили расходы, которых на самом деле не существовало, а именно – на транспортировку угля национального производителя к тепловым электростанциям из порта в Роттердаме. В результате, как считают правоохранители, конечные потребители в течение 2016–2019 годов переплатили более 39 млрд грн. Формулу отменили 1 июля 2019 года в связи с запуском нового рынка электроэнергии.
Следствие убеждено, что принять такую формулу вычисления НКРЭКУ уговорили представители группы частных теплогенерирующих компаний, которые в итоге и получили сверхприбыли.
НАБУ отмечает, что сначала регулятор не соглашался, однако в марте 2016 года принял предложение. Как следствие, произошел рост тарифов на электроэнергию для промышленности, объектов социальной инфраструктуры, предпринимателей, что привело к подорожанию товаров и услуг для конечного потребителя, в том числе и первой необходимости.