Ярославский: Без любви ничего невозможно: ни "Металлист" построить, ни Евро 2012 подготовить, ни с пандемией бороться
24 апреля на спортивном телеканале "Футбол 1" экс-президент харьковского ФК "Металлист", бизнесмен Александр Ярославский дал интервью, посвященное "золотой эре" в истории этого футбольного клуба. Видеоматериал предваряет серию ретропоказов лучших матчей "желто-синих" в рамках проекта #ЗалишайсязФутболом.
Бизнесмен Александр Ярославский владел "Металлистом" и возглавлял клуб с 2005-го по 2012 год. Он неоднократно рассказывал, что в начале своего футбольного пути даже мечтать не мог, что клуб будет успешно играть на мировых аренах. Но любовь к своему делу и качественный менеджмент дали "Металлисту" шанс пройти путь от руин стадиона и базы с крысами до ¼ Лиги Европы, став как минимум третьей силой украинского национального футбольного первенства. Об этом и многом другом комментаторы и эксперты проекта #ЗалишайсязФутболом на канале "Футбол 1" поговорили с Александром Ярославским в прямом эфире. "ГОРДОН" публикует полную текстовую версию интервью.
Звезды действительно тогда сошлись в Харькове: и меня нашел "Металлист", и "Металлист" нашел всех нас
– Сегодня у нас ретротема, которая затрагивает струны и вашей души, и миллионов болельщиков того "Металлиста", который в те времена "зажигал" в Украине и Европе. Но сейчас любая тема начинается с коронавируса. Мы знаем, что вы глубоко интегрированы в эти процессы. Расскажите немного о своей деятельности в условиях пандемии: насколько изменилась ваша жизнь?
– В первую очередь хочу пожелать здоровья и сказать: "Металлист" и спорт – это большая штука, которая дисциплинирует и заставляет скоординироваться и сгруппироваться. Когда ударила эта беда, мы были готовы. Мы уже проходили такие моменты: и Евро 2012, и "Металлист", когда нам достался, который мы строили все вместе. Я был уже готов участвовать в процессе противодействия коронавирусу. Мне удалось с помощью моих друзей завезти основное количество ПЦР-тестов – 150 тыс. в Украину, в Харьков завезли маски – 2 млн, вчера завезли 4 тыс. костюмов, 5 тыс. ПЦР-тестов из одной партии, 9 тыс. ПЦР-тестов из другой партии. Идет работа – такая же, которая шла с "Металлистом", с Евро 2012. Она ничем не отличается от той дисциплины, которая была привита у нас в "Металлисте".
– В середине марта состоялась встреча у президента – представители крупного бизнеса тогда собрались решать насущные темы. По вашим оценкам, насколько сейчас наша страна готова к возгоранию этой пандемии, которое прогнозируют?
– Я думаю, Украина хорошо подготовилась. Вовремя было то совещание. А кого президенту еще приглашать, как не бизнесменов – граждан, кому как не нам, участвовать во всем этом? Мы просто обязаны участвовать, даже если бы президент не пригласил, а не стоять в стороне. По Харькову я вам скажу: тут система отлажена, как была отлажена в "Металлисте" – так и в городе, все четко.
– Очень приятные, оптимистичные слова. Давайте, собственно, о футболе: мы уже говорили о, не побоюсь этого слова, эпохе, когда Ярославский пришел в "Металлист". Вы как руководитель этого проекта в начале 2000-х могли осознавать, что дойдете до того уровня, что команда будет играть в четвертьфинале Лиги Европы?
– Нет, конечно! Я не мог и представить, что мы будем играть на таком уровне! Когда мы с Маркевичем приехали на базу, там чуть ли не крысы прыгали по плечам, проваленные полы, стадион… Никакой инфраструктуры вообще не было. Тогда мы взялись и начали все отстраивать. Плюс добавилась подготовка к Евро 2012. Было у нас веселое время. Но я вам скажу одно: без любви ничего нельзя сделать. Ни "Металлист" построить, ни Евро 2012 подготовить, ни с пандемией бороться. Только любовь и ответственное отношение.
– Вы нашли своего тренера, а тренер нашел своего президента. Как сказали бы астрологи: звезды над Харьковом тогда, в начале 2000-х, идеально сошлись. Можете вспомнить первую встречу с Мироном Богдановичем Маркевичем?
– Тогда стоял вопрос о главном тренере. Мы хотели пригласить специалиста из Одессы, не буду называть фамилию. С Маркевичем мы встретились в Киеве – была буквально короткая встреча. Я говорю: "Давайте начинать!" Звезды действительно тогда сошлись в Харькове: и меня нашел "Металлист", и "Металлист" нашел всех нас – Маркевича, [спортивного директора "Металлиста" Евгения] Красникова, практически вся наша команда, менеджерский состав. Так до последнего дня развала "Металлиста" менеджерский состав и работал в клубе. Как только они все ушли – "Металлист" приказал долго жить.
– "Металлист" отличался качественной селекцией – каких-то суперпровальных трансферов в принципе не вспомнить. Возможно, благодаря принятию решений в треугольнике – тренер, спортивный директор и вы как президент? Я читал, что вы лично по ночам отсматривали матчи чемпионатов Бразилии и Аргентины. Правда?
– Основное время было 2007–2013 годах, когда и подготовка к Евро 2012 шла в Харькове, и "Металлист" был на подъеме. Да, практически все ночи мы были с Красниковым в контакте, потому что с началом ночи начиналась работа по трансферам.
– Вы успешный бизнесмен. Как находили время на все это?
– Любовь и только любовь – если ты живешь этим. Когда мы проигрывали матчи, я был на другой планете. Я не мог доехать домой, на полпути разворачивался, возвращался и устраивал несусветные разборы. Однажды, помню, чуть руль не оторвал. У меня друг сидел в машине, он с ужасом выскочил.
– Вы сказали "любовь". К Харькову или к "Металлисту"? Это же бессонница, горькие поражения, но вы всегда достойно держались. Как вам это все удавалось?
– Нельзя отделить "Металлист" от Харькова, а Харьков – от "Металлиста". Это все сошлось вместе. Такой город, почти 1,6 млн жителей, три с лишним миллиона – весь регион, футбольный регион. Построили стадион – пошла игра. Я никогда раньше за футболом не следил, а тут день за днем – я сам не заметил, как превратился в часть футбола. Я сидел, крестил футболистов, не мог дождаться начала матча. Только матч начался, гол забили, я уже мечтаю, чтобы он закончился. Если мы проигрывали – я мечтал, чтобы матч никогда не заканчивался, пока мы не забьем. Еще год-два – и я, наверно, попал бы в сумасшедший дом. Конечно, еще никто не попал, и я бы не попал. Но это одни из самых счастливых лет моей жизни.
То, что я испытал с "Металлистом", передать невозможно. Вспомните игру с "Эвертоном", с "Сампдорией". Удаляют Тайсона, а я думаю: "Ну все!" Мир померк! А мы уже проигрывали, если помните, 1:0. Вспомните гол Хавьера – что он вытворил! Ушел в угол, отдал пас, вернулся – и какой он гол забил в эту дырочку! Куда только мяч мог проскочить?! Я хотел просто спрыгнуть с трибуны и полететь – это невозможно передать! Я благодарен футболу – это экстаз, это не сравнить ни с чем. Кто имел отношение к футболу, понимает, что это такое.
– Вы вспомнили бразильских футболистов. Интересно: а какие трансферные переговоры вам дались наиболее тяжело?
– Сегодня уже сложно сказать. Смотрите: мы покупали футболистов – относительно дорогих футболистов, если сравнить с другими клубами. Но посмотрите: допустим, Соса – он "не заиграл" ни в "Наполи", ни в "Баварии". Но что он вытворял в "Металлисте"! Какие голы! Вспомните игру с "Сошо": первый гол – это умопомрачительно. А Жажа, этот разгильдяй из разгильдяев, с 42 метров – я думал, перекладина лопнет, я просто упал со стула на спину – он забил этот гол! Он споткнулся, а споткнувшись, ударил по мячу. Нам Горяинов говорил, что просил Жажу не бить со всей силы, когда они тренируются, мяч просто отбивал руки. Сложно сказать, был ли еще один игрок с такой силой удара в Украине.
– Вы так ярко помните этот матч с "Бешикташем", когда мы обыграли их 4:1 и вышли в групповой турнир Кубка УЕФА – это как раз 2008 год. А можете вспомнить "самый-самый" матч за время вашего президентства в "Металлисте"?
– Я не могу выделить какой-то один матч – я был практически на всех матчах. Может, только один-два не посетил. Но то, что вытворял "Металлист", – это песня, это феерия!
"Металлист" всегда играл интересно! Скучных игр просто не было
– Возможно, можете выделить сезон? Мы при подготовке программы пытались выбрать наиболее яркий сезон "Металлиста" – украинский сезон Кубка УЕФА или сезон ¼ Лиги Европы, но все же взяли весь "Металлист" вашей эпохи.
– А скажите: какой сезон вы выделите? Помните, Тайсон в Киеве с "Динамо", мы – 3:1, по-моему. Я не помню, как ему дали пас наперед, а он ушел, убежал. Я не могу выделить, ну не могу. А Эдмар – голы пяточкой, а Фининьо что вытворял, когда он был в своей лучшей форме. Вспомните Вильягру, Тайсона – гол в Донецке, когда они ушли по краю и Тайсон Вильягре отдал, а потом забивает Торсильери вместе с кем-то из защитников. А вы вспомните, как Девичем этот мяч победный затолкали. Если бы Девич тогда был рядом со мной, я бы его задушил. У меня пропало все, у меня сердце остановилось сразу. Он взял в руки и отдал этот мяч – я не поверил своим глазам! Мне казалось, что сейчас эпизод повторится. Когда он "Олимпиакосу" не забил, а просто катнул мяч в руки вратарю! Нет, невозможно что-то выделить – "Металлист" всегда играл интересно! Не оторвешься, пока игра не закончится. Скучных игр просто не было.
– Называлась сумма, которую вы инвестировали за семь лет, звучала цифра 570 млн долларов. Если сейчас оглянуться назад: могли вы тогда, в конце 2012 года, поступить иначе? Или это был единственно возможный тогда вариант?
– История не имеет сослагательного наклонения. Сделано то, что сделано, и надо смотреть, что будет дальше. Думаю, сейчас закончится эта история с коронавирусом, и надо думать, что делать дальше. Во всех аспектах. И в футбольном тоже.
– Вернется ли Ярославский в харьковский футбол и вообще в футбол? И когда это может случиться? Знаем про юридический аспект с тем "Металлистом" – там огромные долги. Какое развитие этой ситуации видите вы?
– Я в контакте с футбольными людьми и ситуацию отслеживаю. Да, наверное, с тем "Металлистом" уже будет весьма сложно что-то сделать. Там действительно юридические коллизии таковы, что легко их преодолеть не удастся. Но посмотрим, что мы сможем сделать. Обещать ничего не буду. Но обещаю, что буду думать. Получится что-то сделать – дай бог.
– Сейчас в украинском футболе нет той конкуренции, которая была в тех сезонах, о которых мы вспоминали. По большому счету, сейчас никто не может составить конкуренцию "Шахтеру". Как вы на это смотрите как человек из футбола?
– Эта ситуация, конечно, радости не доставляет. Поэтому и надо задумываться, чтобы ее менять.
– Если бы вы продали "Металлист" в 2012 году, каких высот он мог бы достичь в своем развитии? Какие задачи и цели вы ставили себе, тренерскому составу, футболистам?
– Я не люблю говорить о том, что уже не состоится. Мы фанатели от футбола, не представляли себя без него. Но какой смысл рассуждать, что было бы? Что-то наверняка было бы.
– Хотелось бы завершить на оптимистической ноте. Сборная Андрея Шевченко – вы с ним достаточно хорошо знакомы, вас видели на его матчах в Харькове, вы следите за сборной. Как оцениваете его работу?
– Все согласятся со мной, что Андрей – "футбольный человек". В футболе он понимает – мы видим результаты сборной. Сборная прошла квалификацию, сборная – участник Евро. Я всегда говорил: основной показатель в жизни, как и в футболе, – это счет на табло. Я желаю Андрею успехов. Знаю, что у него должно получиться так, как Андрей играл в футбол. Дай бог, чтобы наши ребята в сборной приблизились к его футбольным успехам! Мы всегда ждем сборную в Харькове, всегда им будет оказана поддержка, и я обещаю, что буду ходить на все матчи сборной.