Лубинец о возвращении депортированных оккупантами детей: ДНК-наборы нам очень нужны

Лубинец рассказал о сложностях возвращения украинских детей
Фото: Дмитрий Лубинец / Facebook

В Украине не создали базу ДНК, которая позволила бы быстро разыскивать депортированных российскими оккупантами детей. Об этом рассказал уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец в интервью "Укринформу", опубликованном 18 сентября.

"ДНК-наборы нам очень нужны, это вопрос идентификации детей через процедуру подтверждения отцовства и родственных связей с детьми, которых мы будем возвращать. Это касается в том числе и взрослого населения, гражданских заложников", – сказал он.

Лубинец рассказал, как должна работать база ДНК по розыску родственников.

"Когда мы получаем тесты, те родственники, которые ищут своих детей, смогут сдать анализы, чтобы такая база ДНК появилась в каком-то реестре. И после того, не важно спустя какое время, мы сможем получить физически доступ к определенной территории, где сможем взять такие же анализы. Посредством совпадения мы будем просто доказывать наличие родственных связей", – сказал он.

По словам омбудсмена, одна из самых больших проблем в работе по возвращению украинских детей – это то, что дети очень быстро растут.

"К сожалению, они находятся под постоянным давлением российской пропаганды. Там же делается все, чтобы ребенок не просто забыл свое украинское прошлое – чтобы были забыты родители, родственники, откуда этот ребенок, что он когда-то разговаривал на украинском языке и называл себя украинцем или украинкой. Мы понимаем, что РФ системно над этим работает. Как нам потом доказать, что этот ребенок из Украины, если россияне забирают документы, меняют сведения о детях, не выдают их, не дают механизма подтверждения, что это дети из Украины? То есть после нашей победы, когда следующая новая власть придет в РФ и, возможно, предоставит доступ, как нам подтвердить, что это наши дети? Поэтому это очень сложный механизм – подтверждение родственных связей", – заявил он.

Контекст:

По  данным  государственного портала "Дети войны", по состоянию на 18 сентября официально Украина смогла подтвердить депортацию 19 546 детей, вернуть удалось всего 386.

Детский омбудсмен Украины Дарья Герасимчук заявляла, что, поскольку часть территории Украины сейчас в оккупации и у власти нет туда доступа, речь может идти о нескольких сотнях тысяч похищенных детей.

17 марта Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента страны-оккупанта РФ Владимира Путина и детского омбудсмена РФ Львово-Беловой. Их подозревают в незаконной депортации детей из оккупированных районов Украины в Россию.

27 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой депортацию украинских детей назвали геноцидом.