"ДНК-наборы нам очень нужны, это вопрос идентификации детей через процедуру подтверждения отцовства и родственных связей с детьми, которых мы будем возвращать. Это касается в том числе и взрослого населения, гражданских заложников", – сказал он.
Лубинец рассказал, как должна работать база ДНК по розыску родственников.
"Когда мы получаем тесты, те родственники, которые ищут своих детей, смогут сдать анализы, чтобы такая база ДНК появилась в каком-то реестре. И после того, не важно спустя какое время, мы сможем получить физически доступ к определенной территории, где сможем взять такие же анализы. Посредством совпадения мы будем просто доказывать наличие родственных связей", – сказал он.
По словам омбудсмена, одна из самых больших проблем в работе по возвращению украинских детей – это то, что дети очень быстро растут.
"К сожалению, они находятся под постоянным давлением российской пропаганды. Там же делается все, чтобы ребенок не просто забыл свое украинское прошлое – чтобы были забыты родители, родственники, откуда этот ребенок, что он когда-то разговаривал на украинском языке и называл себя украинцем или украинкой. Мы понимаем, что РФ системно над этим работает. Как нам потом доказать, что этот ребенок из Украины, если россияне забирают документы, меняют сведения о детях, не выдают их, не дают механизма подтверждения, что это дети из Украины? То есть после нашей победы, когда следующая новая власть придет в РФ и, возможно, предоставит доступ, как нам подтвердить, что это наши дети? Поэтому это очень сложный механизм – подтверждение родственных связей", – заявил он.