Слава Рабинович: Если в России сменится режим, и новое правительство признает международные иски, вся страна будет расплачиваться десятилетиями G

Рабинович считает, что российская власть ведет себя инфантильно
Фото: Slava Rabinovich / Facebook
Российский бизнесмен и финансовый аналитик Слава Рабинович считает, что вслед за иском против России от акционеров компании ЮКОС последуют и другие иски – за аннексию Крыма, войну на Донбассе и сбитый над Донецкой областью "Боинг".

Отрицая необходимость расплачиваться по искам международных судов по делу компании ЮКОС, российские власти отрицают очевидное, чем еще больше усугубляют и так не самое лучшее экономическое и политическое положение России. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявил российский финансист Слава Рабинович.

"Аресты проходят по судебной процедуре, которая признается мировым сообществом. Сначала иски от Европейского суда по правам человека или Гаагского третейского суда,  а дальше – исполнение обеспечения по этим искам, когда по ним никто не платит. Инфантильное поведение, полное отрицание этих исков и необходимости платить по ним – это первая реакция, а вторая реакция может описываться только английским словом "chugs" – это бандиты, которые сначала ограбят кого-либо, а когда им предъявляют обвинение, то они угрожают взять в ответ заложников. Российские власти, будучи гопниками и бандитами, никоим образом не меняют своей тактики, которую они выработали в начале 90-х годов, когда вся эта банда начала организовываться вокруг мэрии в Санкт-Петербурге", – заявил Рабинович.

То, что происходило на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, было даже не фарсом, а грустной трагикомедией, в которой участвовали реальные клоуны

"Какой инвестор, финансовое учреждение или частное лицо, будет инвестировать в страну, госимущество которой арестовывается по всему миру? Я думаю, что это с точки зрения объекта инвестиций ужасно. Это еще больше увеличивает так называемую средневзвешенную стоимость капитала для российских компаний и для России как государства. Стоимость капитала очень сильно поднялась за один день 1 марта 2014 года, сразу после принятия известной резолюции Совета Федерации (решение Совфеда РФ о возможности использования вооруженных сил в Украине. – “ГОРДОН”). Потом она постоянно росла после всех событий, которые происходили – аннексия Крыма, война на Донбассе, сбитый “Боинг”, – считает эксперт.

Слава Рабинович отметил, что при нынешнем положении России дополнительные факторы вроде ареста зарубежных активов ускорят крах экономики.

"В то время, когда у России рекордно высокий корпоративный валютный долг –  порядка $600 миллиардов, когда страна является чемпионом по импортозависимости и находится под экономическими и политическими санкциями, это еще больше ускорит коллапс экономики, банкротство российских компаний, потерю рабочих мест, системный кризис в российской банковской системе. Неприятие этих вещей – это отрицание очевидного, и то, что происходило на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, было даже не фарсом, а грустной трагикомедией, в которой участвовали реальные клоуны", – отметил эксперт.

Трудно представить, как Россия будет поступать с этими судебными решениями

"Мне трудно оценить два аспекта – это юридическую сторону того, как это может арестовываться и изыматься в пользу истца, и монетарную составляющую. Если иск ЕСПЧ – это порядка $2 млрд, то иски из Гааги – это уже $50 млрд, и можно ли арестовать активов на такую сумму – это трудно оценить", – отметил Рабинович.

По его словам, вслед за иском по делу ЮКОСа последуют и другие, гораздо более существенные по объему выплат.

"Мы прекрасно знаем, что дальше будет еще несколько исков. Это иски за сбитый “Боинг” (я думаю, что их будет примерно столько же, сколько по ЮКОСу), один иск за Крым, а второй – за Донбасс. И тут суммы могут быть в 10 раз больше, чем за ЮКОС. Процесс подачи исков Украиной не в скором времени ожидается, но даже когда по ним будут присуждены деньги, страна станет в очередь за акционерами ЮКОСа и семьями погибших в сбитом самолете. Трудно представить, как Россия будет поступать с этими судебными решениями", – считает Слава Рабинович.

"Если бы режим в России сменился, и новые правительство и президент признали бы эти иски, то это поставило бы Россию в кабалу на многие десятилетия вперед, потому что эти сумм чудовищных размеров были бы распределены на выплаты в будущем, принимая во внимание невозможность России платить здесь и сейчас. В этом случае российское государство, включая весь народ, все взрослое население, стариков и детей, платило бы из бюджета очень крупные суммы десятилетиями", – отметил эксперт.

По словам Славы Рабиновича, наиболее уязвимыми в данной ситуации являются российские предприятия со 100% государственной собственностью.

Не только имущество движимое и недвижимое может быть арестовано, включая банковские счета, но могут начать арестовывать экспортируемый Россией товар. Самые первые кандидаты на аресты – это 100% государственные структуры с коммерческой составляющей их деятельности. Например, счета или экспортная продукция “Лукойла” арестовываться не будет, потому что это частная компания, которая публично торгуется на бирже. Что-либо арестовывать у “Роснефти” или “Аэрофлота” также будет проблематично потому, что несмотря на то, что у этих компаний основной акционер государство, тем не менее их акциями владеют многие миноритарные  инвесторы, права которых в этом случае будут ущемляться.

Что означает арест имущества России за границей?

17 июня Бельгия наложила арест на госактивы России в этой стране. На следующий день, 18 июня, во Франции было арестовано имущество информационных агентств Russia Today и ТАСС.

Действия Франции и Бельгии связаны с приговором Гаагского арбитража по иску "ЮКОС Юниверсал Лимитед" от 18 июля 2014 года. По нему Россия обязана выплатить бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд, из которых €1,6 млрд – требования "ЮКОС Юниверсал Лимитед".

Решения бельгийских и французских властей вызвали критику в России. Так, вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев назвал действия Франции "юридическим абсурдом" и предложил Москве арестовать все французские активы на территории РФ.