Фурса: Турецкая лира летит в пропасть. Девальвация таких масштабов – всегда предтеча глубокого экономического кризиса
Турция показывает, что даже спустя десятилетия адекватной политики "реванш популизма, скреп и крепких хозяйственников" может все разрушить, отметил инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Турции грозит глубокий экономический кризис из-за популистской политики президента страны Реджепа Эрдогана, написал инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса в Facebook.
Фурса подчеркнул, что эта страна является примером "сверхуспешной программы МВФ", о чем свидетельствует рост турецкой экономики за последние 15 лет. Вместе с тем, пример Турции показывает, что "даже спустя десятилетия адекватной политики реванш популизма, скреп и крепких хозяйственников может все разрушить", отметил инвестбанкир.
"В 2001 году Турция была в глубокой попе. Банковский кризис. Бюджетный. На этом фоне побеждает оппозиция во главе с Эрдоганом и входит в программу с МВФ. И делает все, что требуется. Дальше все было, почти как в Украине. Очищение банковской системы, борьба с бюджетным дефицитом. Глава турецкого Центробанка тоже ненавидима всеми, ведь она "погубила десятки банков, люди лишились работы и так далее", вынуждена уехать из Турции, получив работу в том самом МВФ. В общем, сделали турки то, что требовалось. И получили 15 лет экономического роста. На этом пример успешных преобразований в рамках программы МВФ закончился. И началась вторая история. Про "новый курс" и скрепы. На фоне такого роста Эрдоган заматерел и решил стать султаном. У него это даже получилось. Опираясь на бедные слои населения, Эрдоган пришел к власти. И тут Остапа понесло. Он объявил новую экономическую политику", – рассказал Фурса.
Эрдоган решил, что ему подвластны законы экономики, подчеркнул инвестбанкир.
"Его электорату не нравится, что кредиты дорожают? Значит, прикажем опустить ставки, скажем, что они – корень всего зла. Разрушим краеугольный камень доверия к турецкой экономике – заберем независимость Центрального банка. И еще своего зятя поставим министром финансов. В итоге в тот момент, когда рост инфляции потребует роста ставок, Центробанк промолчит. Он не сделает свою работу. Потому что "новый курс" султана", – добавил он.
Фурса подчеркнул, что "экономика за такое наказывает".
"Лира летит в пропасть. У них нет войны, у них крупнейший торговый партнер не закрывает свой рынок. Но лира летит похлеще гривны в 2014–2015 годах. И не надо говорить, что это всего лишь курс и он ни на что не влияет. Девальвация таких масштабов – всегда предтеча глубокого экономического кризиса. Который теперь случится просто потому что правитель решил поиграть в популизм и придумать свой "новый курс", самый справедливый в мире. И Аллах на его стороне. И да, [американские] санкции тут ни при чем. Санкции "имени пастора" затрагивают пару министров и один не самый большой банк. Ни о чем", – написал он.
Инвестбанкир добавил, что Украине нужно учиться на ошибках Турции и Венесуэлы. Он подчеркнул, что "дна у этой пропасти нет".
"Ибо все в мире конечно, кроме глупости. Которая может бесконечно толкать твою экономику вниз", – отметил Фурса.
26 июля президент США Дональд Трамп пригрозил ввести санкции против Анкары, если турецкие власти не отпустят на свободу пастора Эндрю Брансона, обвиненного в поддержке военного переворота 2016 года. Священнику грозит до 35 лет тюрьмы.
25 июля 2018 года, после 21 месяца под стражей, Брансона выпустили под домашний арест.
29 июля Эрдоган пообещал не уступать давлению Вашингтона.
Трамп 10 августа написал в Twitter, что распорядился повысить в два раза тарифы на импорт стали и алюминия из Турции ввиду ухудшения отношений с этой страной.
После этого курс лиры упал. Утром 10 августа он опустился до отметки 7 лир за доллар, хотя еще в апреле был на уровне 4 лир за доллар.
Эрдоган призвал население переводить накопления в турецкую лиру и заявил, что не стоит бояться американских санкций. По его словам, "у них доллары, а у нас народ и наш Господь".