Хейли назвала приглашение иранского министра на саммит G7 манипулятивным поступком Макрона
В окружении президента Франции Эммануэля Макрона утверждают, что предупреждали гостей саммита "Большой семерки" о приезде главы МИД Ирана Джавада Зарифа в Биарриц. По мнению экс-посла США в ООН Никки Хейли, принимающая сторона проявила неуважение к другим лидерам G7.
Неожиданный приезд на саммит "Большой семерки" во французский Биарриц министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа стал актом неуважения к США и другим лидерам G7 со стороны президента Франции Эммануэля Макрона. Об этом написала в Twitter бывший посол Штатов в Организации Объединенных Наций Никки Хейли.
"Полнейшее неуважение к [президенту США] Дональду Трампу и другим лидерам G7. Иран на каждом шагу поддерживает терроризм и исповедует принцип "смерть Америке". Манипулятивный поступок Макрона, и очень неискренний", – заявила дипломат.
Официальная делегация США на саммите и Государственный департамент пока не комментировали присутствие Зарифа на саммите.
Он прибыл в Биарриц 25 августа и провел встречу с французским коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом. По сообщению Associated Press, в кулуарах саммита Зариф также пообщался с Макроном и с дипломатами из Германии и Великобритании.
Источник из окружения Макрона в разговоре с агентством утверждал, что принимающая сторона поставила мировых лидеров в известность о приезде иранского министра, находящегося под санкциями США.
Тема Ирана является одной из ключевых на саммите "Большой семерки". По данным Bloomberg, Макрон предложил Трампу ослабить санкционное давление на Тегеран, позволив продавать иранскую нефть в течение ограниченного периода времени в обмен на возвращение Ирана за стол переговоров. Эту инициативу несколько дней назад Макрон обсуждал с Зарифом.
20 июля 2015 года Совет Безопасности ООН одобрил соглашение, направленное на ограничение ядерной программы Ирана в обмен на снятие с него санкций. Тегеран гарантировал, что откажется от идеи создания ядерного оружия. Через 10 лет, в случае выполнения Ираном условий ядерного соглашения, все ограничения и условия, содержащиеся в резолюции ООН, должны были прекратить действие.
8 мая 2018 года Трамп объявил, что его страна выходит из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, считая его "катастрофическим". По словам Трампа, Тегеран обманывал мировое сообщество, утаивая продолжение изысканий в области ядерного оружия.
Иранский президент Хасан Рухани говорил, что рад выходу США из ядерной сделки. Он назвал Вашингтон "проблемным партнером" и проинформировал, что продолжит работу по соглашению с Францией, Великобританией, Германией, Китаем и Россией. Также Рухани предупредил, что Тегеран может возобновить обогащение урана в промышленных масштабах.
6 августа Трамп подписал указ, который возобновляет санкции против Ирана, действовавшие до подписания ядерной сделки, включая ограничительные меры против покупателей иранской нефти. Они вступили в силу 5 ноября.
22 апреля 2019 года госсекретарь США Майк Помпео объявил, что все страны должны полностью прекратить импорт иранской нефти.
8 мая в Иране заявили об отказе выполнять часть обязательств по ядерной сделке. 1 июля стало известно, что эта страна превысила лимит запасов низкообогащенного урана, установленный положениями СВПД.
В августе Зариф заявил, что его страна может выйти из ядерной сделки, если другие страны-участницы не будут защищать ее интересы.