Удары США по Ирану заставляют Китай радикально переосмыслить вопрос возможного захвата Тайваня – FT

Отмечается, что теперь Пекин должен подумать, захочет ли Трамп во время второго срока держаться в стороне от конфликтов в регионе
Фото: EPA

Вмешательство президента США Дональда Трампа в ирано-израильскую войну заставляет Китай переосмыслить, как глава Белого дома может использовать военную мощь в случае конфликта в Азии, в частности на Тайване. Об этом проинформировала Financial Times (FT) 25 июня.

Пекин подверг резкой критике решение Трампа нанести удар по иранским ядерным объектам и выразил обеспокоенность угрозой, которую конфликт на Ближнем Востоке несет для китайских линий энергоснабжения, говорится в статье. Но аналитики и официальные лица США и Тайваня заявили, что нападение на Иран приведет к радикальному переосмыслению ситуации внешнеполитическими советниками лидера Китая Си Цзиньпина.

Эксперт по вопросам ближневосточной политики Китая Андреа Гизелли заявила, что в КНР думали, что Трамп во время второго президентского срока будет более прагматичным и что отношения между странами будут более стабильными, но это совсем не так.

Отмечается, что теперь Пекин должен подумать, захочет ли Трамп во время второго срока держаться в стороне от конфликтов в регионе или же наоборот – решит вмешаться военным путем, если Китай попытается силой захватить Тайвань.

Один американский чиновник, говоривший на условиях анонимности, сказал, что решение Трампа отдать приказ о воздушных ударах будет противоречить распространенному в Китае мнению, что угрозы президента "нельзя воспринимать всерьез". Он сказал, что "мнение о том, что он дрогнет во время кризиса, было развенчано" и это "восстановило определенное сдерживание в отношении Китая".

Один из собеседников, знакомый со взглядами правительства Тайваня, сказал, что в Тайбэе сейчас думают, какие последствия могут иметь действия США против Ирана. В тайваньском правительстве считают, что Трамп разрушил представление о том, что в Вашингтоне всем руководят изоляционисты. Это, вероятно, должно помочь в сдерживании Китая.

Старшая научная сотрудница вашингтонского аналитического центра Stimson Center Юн Сунь заявила, что решение Трампа атаковать Иран поставило "очень большой знак вопроса" над предыдущим мнением Китая о том, что американский президент выступает за деэскалацию и не будет вмешиваться в кризисы вокруг Тайваня. По ее словам, "после этой войны с Ираном китайцы будут гораздо трезвее в этой оценке".

Кроме того, она подчеркнула, что Пекину придется пересмотреть, может ли его деятельность в серой зоне, в частности проведение операций ВВС и ВМС вблизи Тайваня, спровоцировать реакцию со стороны Трампа.

Эксперт из Китая в Институте исследований национальной безопасности в Тель-Авиве Тувия Геринг отметила, что конфликт на Ближнем Востоке также дал Народно-освободительной армии Китая еще один шанс наблюдать за возможностями американского оружия и перехватчиков, а также учиться. Она добавила, что "Китай и Иран могли бы сотрудничать в этом вопросе за закрытыми дверями".

В то же время тайваньский чиновник заявил, что скорое прекращение огня после атаки США отражает решимость администрации Трампа "быстро покончить" с кризисом на Ближнем Востоке, чтобы не отвлекаться на Индо-Тихоокеанский регион.

Сообщается, что угрозы Ирана закрыть критически важный маршрут торговли нефтью через Ормузский пролив также подсветили Пекину необходимость ускоренного достижения энергетической самодостаточности. Аналитики говорят, что обеспокоенность по поводу энергетической безопасности может стимулировать новые дискуссии относительно долговременного газопровода "Сила Сибири – 2" между Россией и Китаем.

Директор Ближневосточного научно-исследовательского института при Национальной академии региональных и страноведческих исследований при Ренминском университете Китая Тянь Вэньлинь также сказал, что Китай может получить стратегическую "возможность", если США глубже закрепятся на Ближнем Востоке. Но Иран, по его словам, значительно ослабленный конфликтом, был бы неблагоприятен для геополитических и экономических интересов Китая.

Вэньлинь подчеркнул, что это "огромный кризис, но в нем есть возможности, а в возможностях – опасности".

Контекст:

Тайвань (официальное название – Китайская Республика) и Китайскую Народную Республику разделяет Тайваньский пролив. С 1949 года Тайвань управляется собственной администрацией, там остались флаг и некоторые другие атрибуты Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти Коммунистической партии Китая, но официально он не провозглашает свою независимость. Согласно с официальной позицией КНР, остров считается одной из провинций Китая.

В последние годы отношения между Китаем и Тайванем ухудшились. В 2021 году глава КНР Си Цзиньпин пообещал провести мирное "воссоединение" с Тайванем. Тайбэй в ответ пообещал защищать свою свободу и подчеркнул, что только народ Тайваня может решать свое будущее.

В 1979 году Конгресс США принял закон об отношениях с Тайванем, согласно которому США могут поставлять туда оборонное вооружение и являются гарантом безопасности острова. Администрация бывшего президента США Джо Байдена поддерживала Тайвань и предоставляла острову военную помощь на сотни миллионов долларов.

Летом 2023 года теперь уже бывший госсекретарь США Энтони Блинкен заявлял, что США не поддерживают независимость Тайваня, но помогут ему защитить себя.