2 мая в Одессе: "заминированное" Куликово поле, снайперы и хокку Авакова
Одесса прожила 2 мая – вторую годовщину трагических событий, когда в результате конфликта между проукраинскими и пророссийскими активистами погибли более 40 человек – без существенных происшествий. Проукраинские активисты смогли провести памятную акцию на Греческой площади, пророссийских на Куликово поле не пропустили. Журналист Андрей Сантарович в колонке для "ГОРДОН" описал свои впечатления от Одессы 2 мая. Он считает, что ситуация в городе может накалиться через неделю, когда страна будет праздновать 9 Мая.
Утром третьего мая на Куликовом поле не было ни оцепления силовиков, ни рвущихся к Дому профсоюзов людей. Только одинокая гора цветов перед входом на площадь и спортивные сумки с личными вещами полицейских, которые были свезены из Херсона, Николаева и Днепропетровска.
Не было и подозрительных фигурок на крыше ближайшей высотки – административного здания Одесской областной государственной администрации. Еще вчера собравшиеся люди показывали на них пальцем.
– Вы посмотрите, как нужно было совесть потерять, чтобы стрелять по своим же людям. Журналисты, снимайте! Вы что, не видите снайперов на крыше?
Кто были эти люди, собравшиеся у Куликова поля?
– Ты знаешь, – говорит моя одесская знакомая, – вчера никто из моих друзей в центр не ходил. А я очень много одесситов знаю. По городу пошел клич "Никуда второго (числа) не ходить". Люди гуляли по спальным районам. В Таирово, Черемушках. Жарили шашлыки. Я смотрела онлайн-трансляцию. Там были привезенные за пятьдесят гривен из окрестных сел бабушки-кликуши, журналисты и зеваки. Ну и парочка городских сумасшедших.
Бабушки, конечно, были. Но было и ощущение нескончаемого потока незнакомых между собой людей. Адекватных людей. С цветами в руках. И было трудно и неприятно называть их "сборищем ватников", как мне говорили в местной Самообороне Майдана. Скорее, легче было согласиться с тем, что Одесса раскололась.
Пожалуй, эпиграфом ко всему вчерашнему дню можно было бы взять "одесское хокку" министра внутренних дел Арсена Авакова. В нем – все отношение столичной власти к проблемам местным.
Одна рамка металлодетектора без столика для личных вещей на приблизительно тысячу–полторы человек, пришедших на Куликово поле… Было понятно, что пропускать не будут.
И в этом есть своя логика. Целый месяц вся страна слушала заявления политиков и силовиков о кровавых провокациях на майские праздники в Одессе. Если в Киеве было не по себе, то каково было в Одессе? Накануне, 1-го числа, в воздухе повисло напряжение. Оно ощущалось даже на гуляющей Дерибасовской.
– Ты знаешь, – сказал мне перед поездкой один из правых одесских активистов, – люди у нас уже забыли о 2 мая. Готовились к курортному сезону. И где-то в начале апреля в город пришли большие бабки. Это было сразу понятно. Тут же появились надписи на стенах, листовки, активизировали пророссийские группы в интернете. "Не забудем – не простим", "Одесса помнит"…
Есть и еще один фактор, явно не способствовавший спокойствию в городе. К двухлетнему противостоянию "за Евромайдан" – "против Евромайдана" добавился конфликт между мэром Геннадием Трухановым и губернатором Михаилом Саакашвили.
Вспомним, что предшествовало событиям на Куликовом поле.
Разгон "антитрухановского Майдана" на Думской площади 26 апреля.
Заявление советника министра внутренних дел Зоряна Шкиряка 27 апреля о том, что силовики будут стрелять на поражение в вооруженных провокаторов.
Анонсируемый на 28 апреля в Одессе, но так и не состоявшийся "Марш славы добровольцев" в честь 73-й годовщины создания дивизии войск СС "Галичина".
Прибывшие в город 28 числа бойцы полка "Азов".
Обыски в квартирах лидеров движения "Куликово поле" Мориса Ибрагима, Виктории Мачулко и Светланы Набоки.
И вот кто-то "минирует" площадь в ключевой день, и людей не пускают. А на Греческой площади, – там, где пролилась первая кровь два года назад, – беспрепятственно проходит молебен по погибшим правым активистам.
После полуночи, – в 00.01 3 мая, – в Одессе опять заработал отключенный на сутки 3G-интернет и перестала барахлить мобильная связь. На Куликовом поле так и не нашли "взрывчатки" и начали снимать оцепление. В кабинетах силовиков, наверное, докладывали об успешно проведенной операции.
Все закончилось так же внезапно, как и началось с накручивания людей в начале апреля. Но закончилось ли? Вряд ли противники нынешней власти из местных просто так проглотили обиду, нанесенную им 2-го числа. Есть еще 9 мая…