Конец эпохи нефтедолларов, или Почему страны – производители углеводородов обречены G

Конец эпохи углеводородов – это не окончательное истощение мировых запасов нефти и газа, как многие полагают, а уход человеческой цивилизации от нефтяного "золотого тельца", продуцирующего дармовые деньги
Фото: Paul Buck / ЕРА

Век нефти и газа как стратегического сырья, с помощью которого коррумпируются политические элиты целых стран и меняются геополитические расклады, подходит к концу. Главная задача человечества на ближайшее будущее – как можно скорее спрыгнуть с углеводородной иглы. Тем более что события нескольких последних лет показали, насколько уязвимой становится цивилизация, вверяя свою судьбу в руки стран – производителей нефти. Об этом в статье "Перспективы мировой энергетики. Системный взгляд", написанной специально для "ГОРДОН", рассуждает украинский разведчик и аналитик Петр Копка.

"Каменный век закончился не потому, что в мире закончились камни.
Так же и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончилась нефть".
Ахмед Заки Ямани, министр нефти и минеральных ресурсов
Саудовской Аравии в 1962–1986 гг.

За последние три года на международном рынке энергоносителей происходят кардинальные перемены, превращающие нефть и газ из средства политического влияния и давления в просто товары, предназначенные для продажи или обмена. Эти же перемены с новой силой возобновили дискуссии по поводу окончания эпохи углеводородов.

В США принято решение о промышленной добыче сланцевых углеводородов. Вряд ли это можно списать лишь на желание наказать Россию

Новые реалии

Достижение фактически полной энергетической независимости дало возможность Соединенным Штатам проводить внешнюю политику, не особо оглядываясь на ситуацию на рынке углеводородного сырья или обстановку в добывающих странах и регионах.

"Центр регулирования" мировых цен на энергоносители переместился из ОПЕК в США. Ситуация складывается таким образом, что Соединенным Штатам нет необходимости сильно наращивать реальную добычу. Стоит лишь объявить о таких намерениях – и мировые цены незамедлительно отреагируют соответствующим образом. Это еще одно свидетельство чрезмерной спекулятивности рынка.

В мире вдруг сложилась парадоксальная ситуация: традиционные страны – производители нефти и природного газа теперь уже вынуждены пристраиваться в кильватер вашингтонской энергетической политики.

Без сомнения, США понадобится время, чтобы освоиться с ролью экспортера энергоносителей, органично вплести эту новую экономическую и одновременно глобальную реалию в американскую внешнеполитическую доктрину, научиться эффективно использовать этот рычаг в двух- и многосторонних отношениях. Хотя, как свидетельствует практика, американцы уже вполне успешно пробуют использовать открывшиеся возможности.