Кушанашвили: Обидно, что при всем обилии заслуг Горбачев останется в истории как пособник "вежливых человечков"
Серый кардинал Кремля, курирующий "украинский вопрос", Владислав Сурков получил орден "за проявленное личное мужество и патриотизм в защите конституционных прав и свобод жителей Крыма" из рук самопровозглашенного главы полуострова Сергея Аксенова. Через несколько дней на другом конце планеты, в Великобритании, первый и последний президент СССР Михаил Горбачев назвал правильным присоединение Крыма к России и добавил, что на месте президента РФ Владимира Путина поступил бы точно также. Почему Сурков и Горбачев – люди разных поколений и фигуры несопоставимого исторического масштаба – сошлись во взглядах, рассуждает в авторской колонке для "ГОРДОН" российский журналист грузинского происхождения Отар Кушанашвили.
Горбачев сказал, что с Крымом поступил бы, будь он на месте ВВП, так же. В таких случаях моя великая мама говорила: "Кто-то очень давно не заботится о гигиене ума"
Про Владислава Суркова давно все понятно, про него еще Бодлер писал: "О я, чья спесь была туч выше и хребтов!", а Михаил Горбачев очень пожилой человек. Я пожилых людей не пинаю.
Если Сурков всегда был дьяволом во плоти, то Горбачев, покоривший за жизнь тьму вершин, стал жертвой неминуемого сенильного синдрома.
Сурков получил от главы Крыма орден "За верность долгу". Сурков всегда любил такие процедуры. И, судя по всему, их же очень любит и Сергей Аксенов. Михаил Сергеевич – другое, иной коленкор, особая статья.
Горбачев сказал британским журналистам, что с Крымом поступил бы, будь он на месте ВВП, ровно так же. В таких случаях моя великая мама говорила: "Кто-то очень давно не заботится о гигиене ума". То есть в одном случае мы имеем дело с элементарной онтологией: "За что боролся", в другом – с флуктуацией ума, а такие девиации – это уже другая наука, геронтология.
В смысле значительности персон, весомее, конечно, Горбачев. Он был в плевке от Пантеона, и они с Сурковым даже на уровне стилистическом – Сцилла и Харибда, Вакарчук и Стас Пьеха, масло и динамит.
Получив вожделенную цацку, Сурков, видимо, пережив нешуточный душевный переворот, в ответ, достигнув невероятной интонационной интенсивности, обозвал Аксенова "великим патриотом России".
Проблема Горбачева в том, что он всегда пел аллилуйю социализму
Язык, конечно, способен терпеть всякие фокусы, в России уже и певунью Нюшу называют великой, и смешного сочинителя Захара Прилепина, но аттестовать Аксенова великим – это эксплицитный перебор. Как назвать футболиста Кокорина выдающимся.
Но не забывайте, что Сурков давно полагает себя разом Виталием Коротичем и Дмитрием Гордоном, то есть публицистом-литератором, а для этой братии-шатии (гляньте хоть на меня, даром что я не настолько меднолоб... слава небесам) пышная риторика и трехкопеечный пафос органичны, как надрыв для Бродского.
У Суркова наград едва ли меньше, чем золотых медалей у Усейна Болта. В свои 50 Сурков добился даже любви Рамзана Кадырова, а за означенной любовью в Москве очередь стоит, бо любовь эта баснословно конвертируема, спросите у Тины Канделаки.
Проблема Горбачева, даром что он спас мир от "холодной войны", в том, что он водолей до кончиков ногтей (я имею в виду многоречивость, а не гороскоп). Он всегда пел аллилуйю социализму с человеческим лицом, а теперь, когда в России НЕДОкапитализм с рыл... лицом Суркова, он сам стал путать риторику и суть, и в его заявлении о Крыме есть нечто провиденциальное, роднящее его с ВВП.
То, что история с Крымом подрывает веру в человеческую общность, потому что гангстерская от альфы до омеги, Горбачева, видимо, не волнует, и обидно, что при всем обилии заслуг он останется в истории, как пособник "вежливых человечков". А про Суркова мне многие говорили, что он сверхъявственно умный человечище.
Но ведь умный человечище не манкировал бы упреждением достославного крымчанина Волошина, что Крым выявляет в людях самое доподлинное.