Приймачук: При ядерном разоружении Украины все было уничтожено, включая секретную документацию. Но у меня кое-что осталось. На всякий случай G

Олег Приймачук: Если страны-гаранты Будапештского меморандума так выполняют свои обязательства, то и нам не грех восстановить чертежи ядерных объектов. Дураки мы, конечно, что отдали свой третий в мире ядерный потенциал, теперь расплачиваемся
Фото: из личного архива Олега Приймачука

Утверждения, что в первые годы независимости Украина не могла содержать и обслуживать собственный ядерный потенциал, который якобы изжил свое и пришел в негодность, не соответствуют действительности. Несмотря на огромное давление США и России, официальный Киев мог и должен был сохранить самую эффективную и мощную составляющую своего ядерного потенциала – 46 модернизированных твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет SS-24, заявил "ГОРДОН" директор Центрального проектного института Минобороны Украины Олег Приймачук. Именно он и его коллектив были одними из тех, кто создавал ядерное оружие, а после подписания Будапештского меморандума разработали уникальный проект по ликвидации ракет и пусковых установок, а также нейтрализации опасного ракетного топлива.

Почти 22 года назад, в июне 1996 года, Украина окончательно утратила свой ядерный статус, завершив, согласно международным договоренностям, процесс передачи Российской Федерации своих стратегических ядерных боеприпасов. Параллельно с этим официальный Киев ликвидировал собственные ракеты-носители и инфраструктурные объекты. Последняя украинская шахтная пусковая установка для запуска межконтинентальных ракет стратегического назначения была уничтожена в 2001 году.

Фактически ядерное разоружение страны началось с провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, где были зафиксированы три принципа: "не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие". В первые годы независимости Украина подписала ряд международных договоров и соглашений о ядерном разоружении, главным из которых стал Будапештский меморандум от 5 декабря 1994 года. Согласно документу, Украина отказалась от своего третьего в мире ядерного потенциала, а страны-подписанты – Великобритания, Россия и США – обязались быть гарантами независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, а также воздерживаться от применения против страны любого оружия, не только ядерного.

Полный отказ официального Киева от ядерного арсенала стал фатальной ошибкой, что наглядно продемонстрировали события 2014 года, убежден директор Центрального проектного института Министерства обороны Украины, военный строитель и инженер полковник запаса Олег Приймачук. Именно он вместе со своим коллективом разрабатывал уникальный проект по ликвидации ядерного вооружения. Уникальный, потому что никто никогда в мире этого не делал. Реализация проекта, по словам Приймачука, шла со слезами на глазах, потому что и он сам, и его коллектив в свое время приняли участие в создании ядерного потенциала Украины.

В интервью изданию "ГОРДОН" Олег Приймачук рассказал, что оказалось самым сложным в ликвидации ядерного оружия, как пытался достучаться до руководства Украины, чтобы сохранить хотя бы 46 модернизированных ракет SS-24, каким образом избавлялся от "смотрящих", приставленных к институту при президенте Викторе Януковиче, и как пару лет назад Россия сорвала масштабный украинский проект по строительству космодрома в Бразилии.

Ядерным разоружением Украины занималась сама Украина, причем денег на это мы потратили гораздо больше, чем США выделили

– Ваш институт разрабатывал проект по ликвидации стратегического ядерного вооружения Украины. В итоге были нейтрализованы 13 ракетных комплексов SS-19 и пять ракетных комплексов SS-24, правильно?

– Это была уникальная программа. Никто никогда в мире не ликвидировал ядерное оружие. Его априори невозможно было нейтрализовать, только использовать по назначению.

– При создании ядерного оружия не закладывалась возможность его ликвидации, кроме как нанесения удара по объекту?

– Да, в советские времена проектирование ядерных ракетных вооружений вообще не предусматривало ремонт-разборку. Например, обычный боевой снаряд можно раскрутить, снять взрыватель из носовой части, отсоединить гильзу от болванки, высыпать порох, вынуть капсулу – и все, нет снаряда. Но ядерное оружие является комплексным и вообще не предусматривает утилизации.