Руденко: Выстрелы на фронте – звуки трещин на разломе последней империи. Мы отламываемся и дрейфуем в сторону Европы
В интервью изданию "ГОРДОН" украинский общественный и политический деятель, кинорежиссер и медиаэксперт Валентина Руденко рассказала, за что уважает лидера Радикальной партии Олега Ляшко и ценит экс-президента Виктора Ющенко, почему считает, что власть нужно менять только в процессе выборов, а также о том, какую роль может сыграть культура в формировании украинской государственности.
Валентина Руденко – украинский политик, медиаэксперт, кинорежиссер. Она работает директором программ в Институте президента Виктора Ющенко, является членом президиума исполнительного комитета Радикальной партии Олега Ляшко, преподает в Дипломатической академии имени Геннадия Вдовенко при МИД Украины.
"Я прожила три разные профессиональные жизни: кинорежиссера, телевизионного менеджера и политического менеджера", – рассказала корреспонденту издания "ГОРДОН" Руденко.
Ее фильмы "Без меня", "Гагарин, я вас любила", "Мулен Руж" получили высокие оценки критиков и награды на международных фестивалях в начале 1990-х. Но она оставила кино и занялась развитием телевидения. Руденко – один из основателей и многолетний пиар-директор украинского канала "1+1". С 2002 по 2005 год работала пиар-директором российского телевизионного холдинга СТС, после чего получила приглашение от президента Виктора Ющенко и вернулась в Украину. Стала его советником, возглавила коммуникационную службу и заняла пост заместителя главы Администрации Президента.
Руденко была арт-директором кинофестиваля "Молодость", членом наблюдательного совета создававшегося в 2009 году комплекса "Мистецький арсенал". Сейчас она входит в опекунский совет Национального заповедника "Батурин" и ряда других учреждений культуры.
В интервью изданию "ГОРДОН" Руденко рассказала, почему предпочитает просветительскую и политическую работу, по какой причине из всех парламентских сил выбрала Радикальную партию, когда, по ее мнению, может измениться качество политического дискурса в Украине, какой должна быть стратегия развития государства, чтобы эффективно противостоять российской агрессии, формировать национальное сознание и одновременно консолидировать украинцев.
Политик не может быть как холодец – приятный на вкус, но холодный и немного трясущийся
– Вы одновременно являетесь директором программ в Институте президента Виктора Ющенко и членом президиума исполнительного комитета Радикальной партии Олега Ляшко. Объясните, как эти два столь разных политика сочетаются в вашей жизни?
– Ющенко и Ляшко – разные по характеру люди и политики. Они оба патриоты. Для меня это определяющее. Я не вижу других парламентских или околопарламентских сил, которые были бы настолько украинскими, как Радикальная партия. Приятно, что они подхватили идею Радикальной партии, созданной в свое время Иваном Франко. Ляшко вернул ее в украинскую политику и развивает. Я же много лет занимаюсь вопросами культуры и ее развития. И очень рада иметь возможность еще и политически это реализовать.
– Ющенко собирается на выборы в 2019 году?
– Лучше спросить его самого. Политическую карьеру он не оставлял. Виктор Андреевич участвует во многих мероприятиях, много делает для Украины во внешней политике. Когда Ющенко пересекает границы Украины, к нему несутся журналисты из самых авторитетных изданий – для них он лучший эксперт по Украине и Восточной Европе. Посмотрите, сколько за последние полгода он дал интервью западным изданиям. А в Украине – молчок. Пожалуй, только у главреда издания "ГОРДОН" Алеси Бацман с ним был эфир.
Это тоже показатель уровня журналистики. Мы наблюдаем очевидное пожелтение прессы, фейковая возня, сплетни – это все порождает хаос, который валится на голову украинцев из телевизора и еще каких-то немыслимых СМИ. Серьезный разговор в большинстве случаев не под силу сегодняшней журналистике. Нет масштаба восприятия действительности. Вот, пожалуй, "взрослая команда" на канале "Прямий", у вас на сайте "ГОРДОН", Лариса Ившина в своей газете "День" да Наташа Влащенко на ZIK держат планку. Все остальные – как пэтэушники...
Вернемся к Ющенко. Он отработал президентом весь свой срок. Теперь спокойно ходит в супермаркет, на антикварный рынок, на концерты. Это еще одно доказательство, что Украина – не Россия, подтверждение демократичности нашей страны. Это часть имиджа Украины, которую Ющенко любит беззаветно.
– Ющенко – эрудит, ценитель искусств, коллекционер. Тут все понятно. Но Ляшко... Вас не смущают его вызывающее поведение и бэкграунд?
– Политик не может быть как холодец – приятный на вкус, но холодный и немного трясущийся. Ляшко – человек-трибун. У него и риторика трибуна. Его жизнь не дала ему ни единого шанса стать тем, кем он стал. Он добился всего исключительно силой характера. Он человек с большим потенциалом, харизматичный и энергичный. Я знаю, впереди у него большой путь. Его напор и энергия – залог его политических успехов!
Не надо упрощать Ляшко. Он очень хорошо подготовлен, разбирается в экономических вопросах. Он делает все, чтобы основные законы, которые укрепляют украинскую экономику и социальную сферу, были приняты. Он добивается изменений в социальной сфере.
Предмет лоббизма Ляшко – лучшая жизнь для граждан Украины, растущая экономика и мирная, благополучная жизнь страны. А посмотрите его выступление в парламенте Европы в ПАСЕ. Разве кто-то лучше отстаивает интересы Украины и украинцев, кто-то еще выступает с таким пафосом и напором? Он тяжеловес украинской политики. В 2014 году Ляшко получил третий результат на президентских выборах. Это в 40 лет! Он способен совершать неожиданные сильные поступки. Это единственный политик, который дал возможность сыну Романа Шухевича зайти в украинский парламент. Никто этого не сделал, никто. Только Ляшко.
Любимая национальная забава: у кого-то бег по пенькам, у нас – по граблям
– Уже видно, как все политики включились в парламентскую и президентскую предвыборные кампании 2019 года. Как думаете, они принесут украинскому народу ожидаемые перемены? Или лица и методы останутся прежними?
– Президента нельзя спустить на парашюте. Он уже известен, он уже в украинской политике. Осталось только выборы провести. Да и нынешний парламент не с Марса прислали. Его выбрали украинцы. И пока люди продолжают за 200–500 грн продавать свои голоса, ничего не поменяется. Политики наживаются, а народ выбирает одних и тех же. Так и живем, что очень обидно.
Например, в сознании большинства людей война на востоке не связана с Партией регионов и Оппоблоком. А разве не депутаты этих фракций в 2014 году ездили в Москву, в Государственную думу? Кто-то анализировал, о чем они там говорили, что просили? И вот эти люди сидят сегодня в украинском парламенте и во властных кабинетах. И это мы их снова избрали. Все это результат нашей гражданской безответственности.
Расстояние от взятых денег за кандидата или партию и вброшенного за них бюллетеня – до тарифов за коммуналку, несправедливых судов, штрафов, тяжелых налогов – очень короткое! Люди этого не хотят понять. Психология паразитическая и отсталая: мы его или их выбрали, они нам все сделают. Нужно думать, анализировать, сопоставлять! А у наших избирателей память очень короткая! Все кричат о правах, а об обязанностях никто не говорит. Ведь делать разумный и правильный выбор – это наша обязанность!
Не надо рассказывать, что все выборы фальсифицируют, что Ющенко привел Януковича и так далее. Посмотрите, в этой стране Тимошенко – опять один из лидеров президентской гонки, а ее политическая сила в лидерах парламентской гонки. Кто не знает, кто такая Тимошенко? Ведь ее газовое соглашение 2009 года – удавка на шее украинской экономики и украинских граждан. Кто не знает о миллионах, украденных ею вместе с Лазаренко? Скажите, как такое может быть? Но снова и снова избиратели будут наступать на эти грабли. Любимая национальная забава. У кого-то бег по пенькам. У нас – по граблям. И чья это ответственность? Только граждан Украины!
Но и для политиков, в первую очередь кандидатов в президенты, тоже должна присутствовать культура, а Конституция и закон о выборах должны быть незыблемы. Все кандидаты должны признать результаты выборов. Украина революций больше не выдержит. В европейской стране смена власти должна происходить только путем выборов.
– Как думаете, в Украине могут появиться политики уровня Уинстона Черчилля, Конрада Аденауэра, Рональда Рейгана или Маргарет Тэтчер?
– Политиков нельзя вырастить и сделать президентами. Общество должно дозреть, чтобы выбирать людей именно с таким потенциалом. К сожалению, мы не Польша, не Литва или Латвия, где всегда было единство в вопросах государственности, где на вопрос языка, вступления в НАТО или евроинтеграции всегда ответ был "да" у всей нации. Это многое определило в их уровне жизни и защите государственных интересов.
Недавно на экраны вышел фильм "Темные времена" об Уинстоне Черчилле. Пусть сегодня наш президент зайдет в вагон метро и спросит людей, чего они хотят. Люди в вагоне будут говорить разное: одни – что Россия хорошая, другие – плохая, третьи будут хватать первых за грудки и трясти… У нас нет единства в глобальных национальных, государственных вопросах. Именно тут страна расколота. И этот раскол привнесли еще до 2014 года из-за границы. Мы знаем, из какой страны, и знаем зачем.
В свое время Ющенко хотел "сшить" страну. Если кто забыл, напомню: уже в 2004 году украинцев разделили на три сорта. И сделала это Партия регионов, которая довела Донбасс до того состояния, в котором он пребывает сейчас.
Гибридная война началась не в 2014 году, а намного раньше. Информационное пространство и после провозглашения независимости у нас оставалось советским. Война стала расплатой, как я называю, за "советизм". Это такая разновидность информационной агрессии. К сожалению, сегодня атакуют нас не только бэтээры, но и люди, которые оказались под воздействием этого "советизма".
Слава богу, россияне так и не смогли военным путем продвинуться в Украину, но им удалось посеять хаос. От этого нашу страну постоянно лихорадит именно потому, что враг глубоко продвинулся в головах людей. Это самая большая наша проблема. И мы должны каждый день и каждый час думать, что с этим делать.
Мы сейчас воюем за цивилизационные ценности, а это в первую очередь культура. И на ней нельзя экономить
– А разве эта война не смогла объединить нацию в борьбе за выживание? Нас раскалывали, например, по языковому принципу, а сегодня мы видим, как плечом к плечу за целостность страны воюют русскоязычные и украиноязычные, парни из Львовской области и Донецкой…
– Я знаю многих людей, которые не очень хорошо знают украинскую историю, но я точно знаю: если понадобится, они пойдут защищать Украину. Действительно, среди воинов на восточном фронте не так много говорящих идеально по-украински. Это феномен нашей нации и времени. Это, безусловно, объединяющий фактор. В то же время политики пытаются сделать его разъединяющим. Постоянно вбрасываются провокации, и, конечно, северному соседу это выгодно.
Что касается украинского языка, я считаю правило должно быть одно для всех: живешь тут, имеешь паспорт этой страны – учи украинский. Это мировые и европейские стандарты. Дома, на кухне, в семье можешь говорить на любом языке, но гражданин должен уметь объясниться, написать заявление или любой другой документ, участвовать в выборах, быть полноценным членом общества. Разве украинский язык такой тяжелый, что его невозможно выучить? Только нежелание говорить на языке страны, гражданином которой ты являешься, мешает выучить украинский язык.
Проблема наших восточных территорий даже не в языке (хотя именно этот вопрос стал обоснованием российской оккупации), а в том, что все годы независимости там преобладал русскоязычный культурный контекст. Сознание людей формировалось под влиянием РФ, страны, которая находится рядом. Мы же никогда не боролись за то, чтобы на востоке Украины были украинские медиа и преобладала украинская культура. И так вышло, что эти территории оказались самыми проблемными для украинской государственности. Именно поэтому мы потерпели фиаско на Донбассе.
Посмотрите, у россиян ничего не получилось в Киеве, Днепре, Харькове и даже Одессе. А вышло только там, на Донбассе, где мы очень мало заботились о формировании украинского самосознания у своих граждан. И сегодня нам необходимо работать над тем, чтобы украинское сознание не было второсортным. Мы – великая нация, у нас есть герои и собственные гении. И есть кого возвеличивать.
Сейчас нам нужна победа в войне. Для этого мы должны сами консолидироваться и консолидировать международное сообщество. Сегодня на востоке Украины – не только война с РФ. Выстрелы на фронте – это звуки трещин на разломе последней империи. Мы отламываемся, словно льдина, и дрейфуем в сторону Европы. А большой ледник еще нас держит. Но все равно перевес народа, который родился уже в независимой Украине и живет с этим сознанием, настолько велик, что очевидно: мы отрываемся. Линия размежевания на фронте – это разлом между цивилизацией и Мордором. Но, если мир не поверит, не поможет нам, а продолжит демонстрировать только "обеспокоенность", эта история накроет всю Европу. Мало никому не покажется.
– Евросоюз не верит в такой сценарий, потому что имеет организацию коллективной безопасности – НАТО, и современное вооружение.
– Сейчас все настолько очевидно, что не замечать эту "близость гибельного шага", как писал великий Борис Пастернак, уже преступно.
Поведение политика-мужчины по имени Тереза Мэй очень красноречиво. Но дадут ли ей бизнес и влиятельные круги Англии пойти до конца? Ведь в 2014 году, во время аннексии Крыма, другой политик-мужчина, Ангела Меркель, пообщавшись с Путиным по телефону, сказала: “Он утратил связь с реальностью, давайте думать, что делать”. Но тут немецкий бизнес быстро мобилизовался: “Фрау канцлер, вы в курсе что у нас 50% торгового оборота, газ да, собственно, еще полэкономики плотно завязаны на РФ? Сбавьте обороты”. И она услышала немецкий бизнес. И вот уже четвертый раз стала канцлером ФРГ. Ангела Меркель ведет себя достаточно жестко, но прогресса в ее позиции особого нет.
Я бы очень хотела верить, что Тереза Мэй сможет. Ее риторика обнадеживает. А вот действия европейских политиков в большинстве слишком дипломатичные.
Это как в нашумевшем фильме "Квадрат" Рубена Эстлунда. "Нечто" по имени Олег измывается над публикой, и все вежливо отворачиваются, не понимая как себя вести. А потом собираются, и Олег получает отповедь. Это один из примеров художественного осмысления нынешних мировых реалий.
Поэтому дипломатия – немного неравноценное оружие. По-видимому, нужны способы прямого, более жесткого воздействия.
Школа дает знания, но она не в состоянии сформировать цельную личность с национальной самоидентификацией. Намного проще надеть веночек или шаровары и станцевать гопак
– Вы говорите о необходимости менять национальное самосознание. Это довольно непростой процесс. И мы видим определенные перемены...
– К сожалению, через кровь...
– Вы давно занимаетесь политикой, культурой, масс-медиа. Как считаете, что необходимо делать сейчас, чтобы формировалось полноценное национальное самосознание у людей? Очевидно, для этого мало надеть вышиванку и заговорить по-украински.
– Быть украинцем, когда в стране все хорошо и спокойно, – это одно, а когда страна переживает тяжелые времена – совсем другое. Не все могут это испытание выдержать. И мы видим вымывание огромного количества людей. Многие уезжают за границу. Не все едут за зарплатой, хотя для многих именно этот фактор определяющий. Другие просто хотят иметь рычаги социальной защиты, жить в стране, где полиция и государство защищают от любой несправедливости, где верховенство права, а не президента или его друзей.
В вопросах формирования сознания в силу доступности и скорости донесения информации на первом месте масс-медиа. Затем идут образование и культура. И мы видим, сколько пробелов у нас в этих сферах.
Журналистика – это модерирование общественных мнений. А наши журналисты – словно малые дети. Могут ли модерировать общественные мысли люди до 30 лет, когда они еще сами незрелые ментально? Включите любой иностранный телеканал, посмотрите, кто ведет новости. Журналисты старше 40 лет. Это тот возраст, когда человек имеет право выйти и обратиться к обществу со словами: "Добрый вечер, украинцы". А наши ведущие сегодня в одном политлагере, завтра – в другом. Все зависит от зарплаты. Их позиция постоянно меняется согласно изменениям места работы. И как им доверять?
Давайте посмотрим на образование. Даже еще плохо говорящие дети в детских садах выговаривают стихи Тараса Шевченко по-украински, знают украинские сказки, потому что в садиках говорят по-украински и есть соответствующие развивающие программы. Потом школа. Начальная еще более-менее. Далее дети берут в руки гаджеты и вместе с ними получают неограниченный доступ к информации. Там, в свободном интернете, все не украинское. А доставка информации происходит с такой скоростью и так влияет на детское сознание, что к 15 годам в большинстве случаев, мы получаем нормального среднего ватника. Мне горько об этом говорить. Школа дает знания, но она не в состоянии сформировать цельную личность с национальной самоидентификацией. Намного проще надеть веночек или шаровары и станцевать гопак.
И этот ватничек, умноженный на подростковое сопротивление, поступает в университет. Мы не очень понимаем, что там происходит. А потом мы видим людей, которые хотят уехать... И даже не по причинам, о которых я говорила выше, а просто уехать и жить, как им кажется, лучше, что, кстати, не всегда получается.
Мы сейчас воюем за цивилизационные ценности, а это в первую очередь культура. И на этом нельзя экономить. Среди всех видов искусства в силу быстрой доставки лидирует кино. И, к счастью, тут у нас сейчас прорыв. Появились бюджеты, проходят питчинги, развиваются украинские кинокомпании.
Посмотрите, что произошло с нашим мультфильмом "Украденная принцесса". В первый же уик-энд марта диснеевский мультфильм "Коко" посмотрели только 130 тыс. зрителей, а наш украинский мультик – 300 тыс., и он заработал 21 млн грн. "Киборги" за весь период проката заработали 22 млн. Уверена, мультфильм побьет все рекорды проката. Он правильно сделан. В нем использован английский липсинг – речевая анимация, попадание в губы. Его можно продать во все страны мира, потому что его легко озвучивать. И уже более 30 стран, включая Китай, его купили. Это первый большой успех в анимации. Так что не надо прибедняться: у нас есть серьезные профессионалы, которые могут конкурировать даже с такими компаниями, как Disney.
Недавно я посмотрела социологию: английская компания проанализировала российский медийный рынок по производителям контента. В перечень лидеров попали две украинские компании Star Media и FILM.UA Group. Это тысячи квадратных метров павильонов у нас, тысячи рабочих мест в нашей индустрии кино! Две украинские компании осуществляют такую экспансию на российский рынок. 375 тыс. часов на каналах ОРТ и “Россия” заняла продукция Star Media. То есть украинская продукция занимает час эфирного времени ежедневно. И вот вопрос: почему на наших телеканалах нет качественной телепродукции, ведь именно здесь должен находиться ключ нашей самоидентификации – история нашей страны, наша героика. В этом смысле нужно брать пример с РФ. Конечно, накачивать зрителя не стоит, но обращаться к истории и нашим историческим личностям необходимо. Иначе мы никогда не выберемся из этой советско-российской пучины.
– Вообще-то у нас не поощряется сотрудничество со страной-агрессором.
– Отсутствие границ дает размытость принципов и правил. Давайте посмотрим, куда идут конфеты "Рошен". Или разберемся с газом, трубами, колесами для поездов и еще много с чем. И тут окажется, что у нас с россиянами совместный бизнес, а “зрадники” почему-то только артисты.
Конечно, артисты должны иметь такой уровень самосознания, чтобы не было стыдно за них и нашу страну. Можно ли представить себе выступление Клавдии Шульженко во время Второй мировой в фашистской Германии? Или чтобы СССР продавал или покупал металл, нефть, паровозы и продукты питания у Германии? И все без исключения бизнесмены и политики не должны быть "священные коровы". Закон для всех один. Почему же с их "ватнической деятельностью" все окей, а вспоминают только артистов?
Нужно принять наконец-то правильную фискальную политику, чтобы меценату было выгодно поддерживать музеи. Это тот случай, когда богатые должны поделиться с бедными
– Кино уже получило поддержку, поп-музыка и литература поднимаются. Но другие виды искусства кажутся потерянными, не востребованными в Украине. Они не приносят больших доходов, поэтому перестали быть актуальными?
– Был один человек, который пытался в киностудии имени Довженко все реформировать. Он сделал ремонт, привел в порядок павильон и главный корпус, посадил в отремонтированные кабинеты кинематографистов. Но потом началось: кто он такой, что за пришелец? Его выдавили. Он нашел инвесторов и построил киностудию “Виктория”. Там все достойно устроено, тысячи квадратных метров различных павильонов. Человек зарабатывает деньги. Киностудию имени Александра Довженко хотят распродать, а ведь там могла быть прекрасная киностудия или большой культурный центр с музеем кино, кинозалами, библиотеками.
Государство сегодня обязано выработать стратегию развития и поддержки культуры в целом. И на месте Минкульта я бы только этим и занималась. Пришло время строить большие, современные центры культуры. Такие комплексы, как в Бильбао или Центр Помпиду в Париже, должны появиться в Киеве, Северодонецке, Одессе, Харькове, Львове.
Японцы для целей культуры вообще отходят от капитального строительства – вот надули огромный культурный центр из резины. Он стоит как ракушка на Фукусиме. Это огромный концертный комплекс, где постоянно звучит музыка, которую погибшие во время цунами слушают и остаются с нами. Такая нестандартная концепция. И нам сегодня нужны подобные проекты.
Смог же французский президент Франсуа Метеран из вокзала сделать Музей д'Орсе в Париже и собрать там уникальную коллекцию. Почему у нас такое невозможно? У нас огромное культурное наследие. Для его демонстрации нужны музеи и культурные центры, чтобы артефакты не покрывались плесенью в хранилищах. Ведь во всех украинских государственных музеях нищета: протекают крыши, по стенам течет вода и дикая сырость. Не знаю, кто из реставраторов возьмется возвращать наше наследие к жизни. Это уже не хранение, а уничтожение.
Государство должно начать строить современные культурные центры и платить зарплату работающим там людям, а коллекции – вопрос решаемый. Нужно дать толчок меценатству, принять наконец-то правильную фискальную политику, чтобы меценату было выгодно поддерживать музеи. Это тот случай, когда богатые должны поделиться с бедными.
– Вы верите, что наши богатеи согласятся расстаться со своими деньгами ради создания культурного наследия для будущих поколений?
– Я помню, как Ющенко открывал “Мистецький арсенал” и говорил состоятельным людям: ваши фамилии будут написаны на этих стенах – это тоже важный мотивирующий фактор. И я видела людей, которые давали деньги или передавали свои коллекции.
В эти дни на Софиевской площади в Киеве площади проходит фестиваль писанки. Это исторически знаковое для нас место. Наша София Киевская видела и слышала Ярослава Мудрого, Анну Ярославовну, Ивана Мазепу, Богдана Хмельницкого, деятелей УНР и первых лет украинской независимости. А теперь тут на средства меценатов который год устраивается фестиваль, который собирает людей из разных городов страны. Писанка – наш украинский дзен. А этот фестиваль – лучший пример и формирования национальной самоидентификации, и служения обществу, и человеческой доброты.
Надо просто дать толчок развитию культуры. Если не сделать это сейчас, то уже через пару десятков лет будет поздно. Ведь за 27 лет независимости, наверное, мало что закупалось в музейные коллекции, если вообще закупалось. Напротив, что-то украли, что-то вывезли.
Наконец пришло время понять, что культура – это прибыльно. Например, у нас в стране всего 500 кинозалов. Знаете, сколько во Франции? Пять тысяч. И все они приносят деньги. Так что государство может в этом даже не участвовать. Дайте людям возможность, они сами построят культурные центры в каждой области и каждом районе.
Часто талантливые люди по человеческим качествам или по политическим взглядам являются людьми, недостойными своего таланта
– В 1990-е годы вы учились на высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве в мастерских у знаменитых Эльдара Рязанова и Никиты Михалкова. Можете рассказать, какое впечатление тогда на вас произвели эти деятели?
– Как педагоги они выдающиеся. Но видите, насколько разные как люди? Рязанов оставался в лагере демократов. До последнего слово "совесть" было для него не фигурой речи. Его прекрасные фильмы наполнены тонкой иронией и юмором, изобилуют еще какими-то зашифрованными смыслами. В них нет ни грамма агрессии или политиканства. Талантливейший интеллектуал, который в конце жизни не переставал удивляться своим коллегам, которые легко превратились в подпевал и негодяев.
Что же касается Михалкова, он оказался агрессивным империалистом. Можно даже сказать шовинистом. Он не националист, потому что националист – это патриот, который любит свою страну и не отрицает прав других наций и народов. Михалков отказывает людям в праве быть другими, иметь свою страну, историю и даже религиозную историю. Заявка на самобытность для него просто оскорбительна. Славянин – значит, русский. Не хотите идти в "наш русский мир" – силой возьмем. Таков его "русский мир". Это ужасно, потому что Михалков – настоящий интеллектуал, талантливый режиссер, сценарист и актер, но его талант сегодня служит дьяволу.
Знаете, камбоджийский лидер Пол Пот дважды закончил Сорбонну, а уничтожил три миллиона своих соотечественников. С интеллектуалами происходят такие вещи. Не все могут справиться с величием собственного таланта. И часто сталкиваешься с тем, что талантливые люди по человеческим качествам или по политическим взглядам являются людьми, недостойными своего таланта.
– У Михалкова уже тогда были замашки шовиниста?
– Он всегда играл в русский шовинизм. Начиналось все безобидно. Тогда в СССР все были равны. Русские, конечно, – немного равнее, особенно москвичи. Мы отмахивались: это бытовая история. Но потом бытовое, личное, субъективное вылезло как шовинизм и накрыло Россию, словно зонтик.
– Письмо в поддержку оккупации Крыма подписали сотни деятелей культуры России. Выходит, шовинизм в этой талантливой среде не такое уж редкое явление…
– Не надо отбрасывать фактор страха. Многие это сделали под воздействием мотивации: я боюсь за себя, свою семью, свой театр.
Уже в начале 2000-х, когда ничто не предвещало беды, было много симптомов! Вот пример. Режиссер Алексей Балабанов – мой однокурсник, человек, которого я обожала, которому помогала, настояла, чтобы он делал свой дебют в Киеве. И он снял здесь свой фильм. Но украинскую независимость воспринял враждебно: "Это предательство! Как вы могли нас предать?" Для Балабанова это был Рубикон. Я с ним много говорила, объясняла, что нет ни предательства, ни вражды. Но сам факт украинской независимости выводил его из себя. Фраза его героя из фильма "Брат-2" во время убийства украинца "Это тебе за Севастополь!" стала точкой в наших отношениях. Балабанов мне так и сказал: "Знай, эта фраза посвящена тебе!”
Космос – это клуб стран с развитыми высокими технологиями, большими возможностями и амбициями. Увы, в этом клубе нас не ждут
– Поскольку сегодня, 12 апреля, исполнилось 57 лет со дня первого полета человека в космос, хочу вспомнить вашу режиссерскую работу над фильмом "Гагарин, я вас любила" в 1991 году. Что для вас оказалось самым ценным в этом опыте?
– 1990-е были временем большой политизации искусства. Всплеск документалистики: только открылись архивы, и все снимали о советских деятелях Алексее Рыкове, Николае Бухарине, Льве Троцком, режиссере Всеволоде Мейерхольде и так далее. Мне не хотелось идти в общем русле разоблачителей, а хотелось сделать фильм о том, что было объединяющего в идеологии СССР.
Нужно признать Советская пропагандистская машина была очень мощной. Как и нынешнюю российскую, ее строили в большинстве своем на запугивании: не согласен с нашим мнением – найдешь себя в застенках, в лучшем случае. И люди легко превращались в подпевал. Но ведь советской стране нужны были и Прометеи, примеры для подражания. Один из них – космонавт Юрий Гагарин. В эпоху "оттепели" он стал символом страны. Не существовало города или деревни, где не было бы улицы Гагарина. Образ Гагарина – одна из ярчайших мифологем СССР.
[MULTIMEDIA]
Ностальгия Эпоха СССР / YouTube[/MULTIMEDIA_DESCRIPTION]
Я случайно увидела социологический опрос, который показывал, что по популярности Гагарин второй после Ленина. И мне захотелось рассказать, что страна, пославшая Гагарина в космос и создавшая этот миф, закончилась. Мой фильм – это прощание с СССР. По крайней мере, когда я его делала, я думала именно так!
– Как вы добились встречи с женой Гагарина Валентиной? Вы сами говорили, она очень закрытый человек.
– Я училась в Москве и заехала к своей знакомой в Звездный городок. Помню, вышла на балкон и увидела, как внизу спиной к дому стояло изваяние Гагарина. Его вдова жила чуть выше. И я подумала: каждый день из окна она смотрит на спину своего мужа, который стоит огромным памятником! Меня настолько это впечатлило, что я решила сделать свой фильм.
Было тяжело договариваться. Я стала приезжать в Звездный городок. Впервые подошла к Валентине Гагариной прямо на улице. Мне удалось найти с ней контакт. Валентина Ивановна меня приняла и пригласила домой. Мы много раз встречались и говорили. И она согласилась сниматься, только сразу попросила: "Можно я ничего не буду говорить?" Так и договорились. К слову, она такой и была. Для нее органичнее молчать, чем говорить.
К тому времени Гагарина уже жила одна. Дочери выросли и уехали. К ней иногда приезжала внучка. В одной из поездок в Латинскую Америку Гагарину подарили говорящего попугая. Когда я снимала кино, он уже был старичок. У него часто портилось настроение, и он начинал неистово кричать. Говорить он толком не мог, потому что с ним никто не разговаривал. Так они вдвоем с попугаем и жили. Эту атмосферу дома вдовы Гагарина мне хотелось уловить и передать.
– В фильме много архивных видео- и аудиозаписей о подготовке к полету, выступления Гагарина. Как удалось их заполучить?
– Съемки шли в последние месяцы существования СССР, летом 1991 года. Именно тогда же я работала в архивах. Ведь "Гагарин, я вас любила" – это совместный украинско-немецкий проект. Фильм снят по заказу канала ZDF – "Второе немецкое телевидение". Вот ZDF и обращался за архивными съемками и записями. Фактор западного ТВ имел свое влияние. Нам разрешили пользоваться советскими архивами.
– После этой киноработы ваш интерес к космической теме сохранился?
– Безусловно, ведь космос – лидерская тема. Статус космического государства абсолютно тождественный статусу ядерной державы. Полет Гагарина вывел СССР в категорию развитых стран. Только сильной экономике было такое под силу. И уже никого не интересовало, что, когда Гагарин полетел в космос, в 80% советских деревень не было света и газа. Страна гигантски отставала во всех сферах, зато амбициозные отрасли, которые давали агрессивный пиар, развивались.
А сегодня космос – это клуб стран с развитыми высокими технологиями, большими возможностями и амбициями. Увы, в этом клубе нас не ждут, хотя Украина все равно участвует в этих процессах: практически каждый девятый или десятый запуск в мире происходит с участием украинской техники. Но сам клуб – закрытое и дорогое удовольствие.
Нас туда уже не пустят. Мы сами сдали ядерное оружие. А ведь военный потенциал Украины на тот момент был третьим в мире. Мы отказались от всего, ничего взамен так не получив. Подписавший эту бумагу – Будапештский меморандум – Леонид Кравчук говорил, если бы не сдали оружие, у Украины забрали бы независимость.
– А так ли это на самом деле?
– Думаю, Кравчук не врет. Другое дело, он не может это сформулировать открыто, потому что нет Бориса Ельцина. А Джон Мейджор и Билл Клинтон уже не признаются. В свое время надо было честно все объяснить, чтобы люди поняли. Ведь это часть украинской истории, а значит мы когда-нибудь узнаем правду.