И снова о противодействии Shahed.
Видео с Shahed, который зацепился за линию электропередач в Киеве, подорвало Facebook, и понеслось – куча "гениальных" предложений от сеток против Shahed до аэростатов, принимая в расчет одиночное видео, которое, по сути, является обычной "ошибкой выжившего". Ибо обычно Shahed не летают на таких высотах.
На видео, которое разлетелось по инету, был зафиксирован падающий Shahed. Такое случается, что Shahed планирует с работающим двигателем на землю. Причин несколько: и попадание в дрон из пулемета и стрелковки, что выводит его из строя, но двигатель еще некоторое время как-то работает, и техническая проблема. Но обычно это – кинетическое повреждение дрона.
В жизни Shahed летают на высоте 50–150 м, это классическая высота для таких БПЛА. И для наших тоже, потому так много видео с дипстрайками на такой высоте. Это сделано по двум причинам.
1) Ты должен лететь низко, чтобы тебя хуже видели большие радары ЗРК благодаря радиогоризонту. Кроме того, мощность помех от РЭБ по навигации возле земли меньше (тоже – радиогоризонт). Поэтому CRPA ловит спутники лучше, чем ближе к земле.
2) Но ты не должен лететь слишком низко над землей, потому что задеть многоэтажку или линию высоковольтной передачи во время полета в несколько сот километров – нетривиальная задача, особенно учитывая периодичность спуфинга борта.
Да, иногда БПЛА поднимаются выше этой высоты. У россиян есть много данных по полетам и противодействию их дронам, это одна из причин, почему на Shahed "Гербера" ставили модемы и почему там начали появляться камеры. Поэтому в некоторых участках они поднимаются на высоту до 6 км, хотя при этом они светятся как новогодняя елка на всех радарах ПВО, где-то они ускоряются, где-то проходят районы, делая маневры уклонения. Это все – постоянная игра в шахматы, где есть большая доска и ограниченные ресурсы обеих сторон, поэтому одна сторона хочет провести дроны по этой шахматке, стараясь сохранить их большую часть для поражения в итоговой точке, а вторая сторона старается расставить противодействие по доске так, чтобы долетел минимум. Или вообще ничего, но это нам пока, как видите, не светит, потому что масштабирование направления ударов преобладает над масштабированием направления противодействия.
Ну, серьезно, вы хотите этому противодействовать сетками и аэростатами? Я понимаю, что хочется иногда выйти такой, после четырех лет войны, которую ты наблюдал по роликам в Telegam, и как дать идею, как порвать всех: ну, те все тупые люди, которые годами живут в этой сфере, – они же не додумались до этого, а я вот взял и додумался. Потому что эту функцию не организовали только потому, что профи – они же тупые, а не потому, что они эту функцию уже анализировали и признали бесперспективной.
У нас абсолютно понятные средства, которые могут эффективно противодействовать Shahed. Это и относительно недорогие ракеты LMM малых ЗРК и ПЗРК, это ЗРК на автопушках, это военная авиация, это и отечественный РЭБ, которого тоже не хватает, чтобы эффективно закрывать все клетки на карте, с учетом того, сколько уже антенн на CRPA стоит на Shahed и сколько помех в одном секторе для их подавления нужно поставить, это и зенитные дроны, и видео, как они сбивают и обычные Shahed, и реактивные – забит весь Facebook. И это при том, что это еще далеко не оптимальные конфигурации зенитных дронов, они в недалеком будущем будут гораздо лучше и эффективнее, дайте им немного времени. Ну, и есть еще малоэффективные, такие как ММГ и гражданская авиация.
Наша проблема – в медленном масштабировании. А медленно масштабируемся мы потому, что слишком поздно власть начинает воспринимать угрозу. И догонять сложнее, чем своевременно делать правильные вещи.
Помните, когда я писал, что власть про...бала сферу развития зенитных дронов, а потом, когда уже Киев начали раз...бывать, то прибежали к производителям и начали заказывать тысячи дронов. Но, во-первых, с такими же дебильными условиями, как вообще по госзакупкам, во-вторых, в отрыве от реальности, потому что не может производитель, до этого производивший 100 дронов в месяц, используя свои небольшие деньги, через два месяца дать вам 1 тыс. дронов. Нельзя линию так быстро масштабировать в 10 раз и подготовить персонал.
И вот результат. Зеленский выходит сейчас и говорит, что производители не успевают с производством зенитных дронов. Х...ясе как неожиданно, я снова был прав. Если бы государство пришло к производителям весной, когда дронами начали сбивать первые Shahed, возможно, те и успели бы, но государство пришло к производителям в середине лета, когда Shahed уже летели сотнями. Понятно, что мы не успеваем.
Вообще тот факт, что функция сбития Shahed законодательно сейчас передается и в частные организации, указывает на то, что государство окончательно поняло, что оно эту функцию вовремя освоить само не может. Чего-то не хватает. Как котенку из анекдота, который ел полиэтилен и хозяин долго думал, чего в организме котенка не хватает, что он завтракает полиэтиленом, а потом все же сделал вывод, что не хватает котенку мозгов. Так и здесь.
Кароч.
Для сбивания Shahed сами средства противодействия понятны. И понятны проблемы, почему мы в роли догоняющего по их противодействию и не можем полностью закрыть небо. И это сложная и многослойная проблема, которую нельзя решить простыми решениями.
Как-то так.
Источник: Serg Marco / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора