Андрей Волянский
АНДРЕЙ ВОЛЯНСКИЙ

Врач-иммунолог, доктор медицинских наук

Все материалы автора
Все материалы автора

Минздрав Украины принял протокол оказания реабилитационной помощи пациентам с COVID-19. Но в нем лишь опасная имитация деятельности

Протокол оказания реабилитационной помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19) и реконвалесцентам.

20 апреля приказом Минздрава №771 был утвержден вышеуказанный протокол.

Не буду обращать внимание на смешные глупости вроде: "...старайтесь принимать пищу в тихих местах". Это такое.

По сути. Проблема "постковида" очень серьезная. В Украине уже, только по официальным данным, более чем 2 млн инфицированных, реально – как минимум в пять раз больше. Значительная часть из них требует или потребует помощи после преодоления COVID-19. Поэтому вполне логично, что в конце февраля Минздравом была создана крепкая рабочая группа из врачей физической и реабилитационной медицины, инфекционистов, иммунологов, кардиологов, пульмонологов, фтизиатров, неврологов, психиатров, реабилитологов, курортологов для разработки современных протоколов оказания адекватной помощи пациентам, которые выздоровели или выздоравливают после COVID-19, но имеют определенные характерные проблемы.

Созданный протокол вводит понятие "мультидисциплинарная реабилитационная команда", в которую предлагается включать ряд специалистов. Перечень специалистов, мягко говоря, очень странный. Нет терапевтов или врачей общей практики – семейной медицины. Нет иммунологов, пульмонологов, кардиологов, неврологов. Однако есть ряд непонятно кого. Действующий приказ Минздрава Украины №446 от 2019 года определяет номенклатуру врачебных специальностей в Украине. Согласно ему, в Украине пока нет "физических терапевтов", нет "эрготерапевтов", нет "терапевтов языка и речи", нет "протезистов-ортезистов" (есть немедицинская должность "техник-протезист-ортезист"). Что это за фантастическая группа из представителей несуществующих врачебных специальностей – трудно представить.

Кроме того, протокол утверждает алгоритм оказания реабилитационной помощи. Распределение полномочий и распределение пациентов между "мультидисциплинарной реабилитационной командой" и "специализированной реабилитационной службой" не определен.

Протокол не определяет критерии, по которым пациенты будут попадать на обследование/лечение.

В протоколе ни разу не упоминается официальный шифр МКБ U09.9 – состояние после COVID-19, неуточненный, по которому эти пациенты будут иметь основание для дальнейшего лечения.

О лабораторной диагностике ни одного упоминания. То есть она не нужна? Фантастика...

Об иммунологическом обследовании и иммунологической реабилитации – ни одного упоминания. Хотя именно иммунная система разбалансирована достаточно часто и достаточно длительно у пациентов после COVID-19.

Уверен, кардиологи, пульмонологи, неврологи, врачи других специальностей увидят слабость этого протокола с их точки зрения.

Какие должны бы были быть индикаторы качества реабилитационной помощи? Продолжительность времени исчезновения симптомов у пациентов? Процент пациентов, которые выздоравливают в течение определенного отрезка времени? Нет.

По этому протоколу индикаторы – "наличие клинического маршрута пациента (КМП)" и "процент пациентов, которым был составлен индивидуальный реабилитационный план для предоставления реабилитационной помощи мультидисциплинарной реабилитационной командой". Желаемый уровень КМП в 2021 году – 90%, в 2022-м – 100%. То есть продолжительность реабилитационного лечения пациента не имеет значения, количество лиц, которые окончательно не выздоровели в течение месяца или иного срока реабилитации, – не важно. А вот процент пациентов с КМП – это действительно признак качественного лечения.

То есть такое, имитация деятельности. Но довольно опасная имитация. Тысячи пациентов нуждаются в своевременной и адекватной помощи уже сейчас.

Источник: Андрій Волянський / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать