Хочу рассказать про утро своих детей. Сегодня. Не в 1943-м. Не в фильме. В Киеве в 2025 году.
Все проснулись среди ночи от взрывов, работы ПВО, мобильных групп. Утром кофе – не потому, что уютно, а потому, что ждали отбоя воздушной тревоги. Двое взрослых должны ехать на метро в Политех – метро не ходит. Все на первом этаже, потому что там хоть как-то безопаснее. Остап играет в шахматы, Давид плачет, что опаздывает в школу. Влад нервничает, потому что у него пара. Андрей тоже на нервах. Над домом гремит канонада. И все делают вид, что "нормально", потому что в этой стране истерика – это роскошь.
Наконец-то отбой. Сели в машину. И да, все опаздывают. И да, это не последняя тревога сегодня.
У моего старшего – панические атаки в метро, если начинается тревога. Мы обращались к психиатру. Есть психолог. Имеется медикаментозное лечение. Потому что ребенок живет четвертый год в войне.
У ребенка, которого мы взяли в семью, – две потери за два месяца: отца и брата. Два месяца обследований. Органических нарушений нет. Есть травма. Глубокая. Он тоже сейчас на лечении. Ему становится лучше, но медленно. Потому что так происходит с детьми, которые видели то, чего взрослые не выдерживают.
Дети в постоянном стрессе. Они живут в войне. Они слышат взрывы. Они засыпают и просыпаются по тревогам. Здесь у взрослых крыша едет, я вижу по Facebook. А о детях – я вообще молчу.
То к шортам до...бались. То к ВПЛ-ребенку трех лет, который, возможно, приехал из-под Покровска или Херсона, и сказал "галстук". То еще что-то, бл...ть, не так.
От...битесь от детей.
Они живут детство, которое вы не жили. У них был COVID и локдаун. Вы жили в таком? Они живут четвертый год в полномасштабной войне.
Вы жили в таком в детстве?
У них у всех сломана психика. И они все равно живут. Учатся, смеются, любят и знают, кто враг.
Мы видели, как они выходили с картонками во время ликвидации НАБУ и САП. Мы видели, как они спрашивают: это наши или не наши, далеко взрыв, нужно ли в укрытие?
Мой старший волонтер – со мной постоянно. Остап отдает мне заработанные средства на армию.
Это поколение – сильнее нас. Поэтому еще раз: от...битесь от детей.
Дайте им жить. Дайте им дышать. Дайте им говорить, даже если с ошибками. Даже если суржик. Даже если русское слово проскакивает. Просто ласково исправьте. И поддерживайте. Поддерживайте, потому что они наше будущее. Будущее страны, им ее строить. И поломанная психика войной, и поломанная взрослыми – им никак не поможет в этом.
И оставайтесь людьми. Не зверями. Не инквизицией.
Не теми, кто ломает будущее Украины, прикрываясь "правильностью".
Дети – не ваш фронт.
И точно – не ваш враг.
Источник: Дана Ярова / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора