В деле Кагарлыка об изнасиловании полицейскими Нели Погребицкой поставлена точка.
Верховный Суд Украины окончательно закрепил приговор – 11 лет – двум основным обвиняемым по этому делу.
С момента происшествия прошло более пяти лет. И вот уже сейчас могу позволить себе сказать о моих главных уроках из этого процесса и впечатлениях.
Начну с того, что я не уверена, что, имея этот опыт, я пошла бы в полицию, если бы, не дай бог, меня изнасиловали.
Но я благодарна Неле, что она это сделала, потому что путь был тернист, и вот что я из него вынесла.
1. Иногда против всей, даже самой сильной, системы можно выступать, если внутри есть хотя бы несколько людей, которые готовы это поддержать. Сейчас хочу отдать должное прокурорам, которые это сделали и помогли нам, защитникам потерпевшей, инициировать следственные действия, достаточные для доказательства вины.
Это мой урок: не все одинаковые, и всюду есть достойные, порядочные люди. На этом, наверное, и держится страна.
2. Общество должно быть более принципиальным и активным. Я знаю, что новость живет два-три дня, и уже через неделю после резонанса мы оказались наедине с сопротивлением системы.
Спасибо Севгиль Мусаевой и журналистам "1+1", державшим фронт публичной осведомленности. У последних даже было судебное дело от одного из адвокатов обвиняемых.
Но этот урок о нашей инертности, мои дорогие украинцы. В этом деле мы защищали нас всех, граждан и наше право на адекватную правоохранительную систему, право зайти в участок и не бояться, что тебя могут избить, изнасиловать и просто давить, чтобы выбить нужные показания.
Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, и когда мы защищаем одну, мы защищаем нас всех!
3. Оглядываясь назад, самая неприятная часть в деле – это процесс.
От участия потерпевшей в следственных действиях – тотальная травматизация, отсутствие уважения к чувствам женщины, повторяемость допросов и бесконечные экспертизы, от которых мне было дурно, я не знаю, как она это выдержала.
Вишенка на торте – судебный процесс! Где пять адвокатов обвиняемых хамовитым тоном задают вопросы, где обвиняемые съедают потерпевшую взглядом и улыбаются нагло, чтобы ее вывести из равновесия, где насильник (теперь я уже имею право их так называть) имеет право задавать свои вопросы жертве! Это в каком цивилизованном мире возможно?!
Мой ключевой вывод тут – наши подходы к потерпевшим, представительству их интересов и отношению в процессе должны быть изменены кардинально. Не обвиняемые являются центром дела, а потерпевшие и их права.
4. Самое неприятное открытие – это неединичные люди, которые допускали комментарии типа "она сама виновата", "спровоцировала" и тому подобное.
Так вот знайте: даже если я зайду голая в полицейский участок, это не дает право не то что насиловать, а даже касаться меня, разве что я буду вести себя неадекватно. Провокация вообще не аргумент в подобных делах и случаях.
И тут мой урок – что украинское общество до сих пор не определилось с принципиальным пониманием прав человека и безальтернативностью его существования!
Напоминайте себе о своей ценности каждый день и требуйте этого уважения от всех сервисов, вас обслуживающих. Смотрите также мой п. 3 и не будьте инертными или толерантными к таким нарушениям.
Силовые системы очень хорошо продавливают нашу волю и превращают нарушения в норму. А так не должно быть.
Именно поэтому более пяти лет назад мы выступили в защиту Нели. Спасибо за это всем адвокатам: Злате Симоненко, Татьяне Козаченко и особенно Анне Калинчук, которая представила позицию потерпевшей в Верховном Суде.
Сегодня на фоне войны и потерь это может выглядеть не таким значительным, но по факту это важный символ восстановления справедливости ради каждого из нас и в защиту наших прав перед правоохранительными органами.
Источник: Олена Сотник / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора