[Нелегитимный] президент России Владимир Путин наступает на нескольких фронтах одновременно, как военных, так и политических, чтобы воспользоваться ситуацией в Соединенных Штатах, отвлеченных и разделенных в преддверии президентских выборов на следующей неделе.
Рискованное решение Путина привлечь тысячи северокорейских солдат на войну России против Украины и удвоенные усилия, чтобы добиться прокремлевских результатов выборов в Грузии и Молдове, – все это происходит, поскольку Вашингтон вряд ли ответит каким-либо значимым образом и не сможет сплотить союзников в достаточной для этой проблемы мере.
Для американского безразличия нет более неподходящего времени. Автократические агрессоры сотрудничают все теснее (в частности, оборонно-промышленное сотрудничество достигло беспрецедентного уровня), осознавая редкий шанс изменить международный порядок в свою пользу, тогда как администрация [президента США Джо] Байдена сбавляет обороты, а кандидаты в президенты больше сосредоточены на победе друг над другом, чем на любом внешнем враге.
"Западные чиновники в сфере безопасности в течение нескольких месяцев предупреждали о растущем сотрудничестве России, Северной Кореи, Ирана и Китая", – пишет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман. "Поддержка России со стороны Северной Кореи является самым ярким доказательством этого". Тем не менее эта поддержка до сих пор была самой игнорируемой.
Рахман предупреждает Запад об ошибочной тенденции относиться к Северной Корее как к международной шутке, "земле плохо сидящих костюмов и плохих стрижек, которая с большей вероятностью запустит комический мем, чем ядерное оружие", а не как части растущей угрозы, которая обладает передовыми наступательными кибервозможностями и уже поставила миллионы снарядов и десятки баллистических ракет России, а теперь предоставляет тысячи лучших военных.
"Как и [китайский лидер] Си Цзиньпин, и Путин, и Ким Чен Ын, похоже, убеждены, что США в долгосрочном упадке", – пишет Рахман. "Он [Ким Чен Ын] может почувствовать историческую возможность одержать верх над своими врагами в рамках более широкой глобальной реорганизации, которую Си называл "великими изменениями, невиданными за столетие".
Если Ким затем обратит внимание на Южную Корею, Путин решит, что он у него в долгу.
Новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте подтвердил на этой неделе, что северокорейские подразделения были развернуты в Курской области РФ для потенциальных боев с украинскими войсками, захватившими часть региона. По оценкам Пентагона, в Россию для военной подготовки были отправлены до 10 тыс. северокорейских солдат, в том числе элитный спецназ.
На фоне этой эскалации Россия развернула операции по дезинформации, операции влияния и подкупа в Молдове и Грузии, пытаясь изменить мнение прозападного большинства в обеих странах, выступающего за интеграцию в Европейский союз и другие западные институты.
В Молдове на референдуме вступление в ЕС получило гораздо меньше поддержки, чем ожидалось. Тем не менее цель внести курс на присоединение к ЕС в конституцию страны была достигнута, несмотря на масштабную кампанию влияния России. Однако прозападный президент Майя Санду столкнется во втором туре с прокремлемским кандидатом [Александром Стояногло] 3 ноября, так как не смогла преодолеть 50-процентный порог в первом туре.
В Грузии дружественная Кремлю партия "Грузинская мечта" защищает спорную победу от уличных протестов и обвинений в мошенничестве. В понедельник десятки тысяч грузин протестовали возле парламента страны, многие из них были укутаны флагами ЕС и Грузии, в ответ на призыв прозападного президента Саломе Зурабишвили добиться отмены "полностью фальсифицированных" результатов.
"Я не признаю эти выборы", – сказала Зурабишвили. "Признать их было бы равносильно легитимизации захвата Грузии Россией. Мы не можем отказаться от нашего европейского будущего ради будущих поколений".
Брайан Уитмор из Атлантического совета видит три потенциальных исхода: мирную продемократическую революцию, похожую на Революцию роз в 2003 году, жестокие репрессии и подавление демократической оппозиции с помощью тайной российской помощи или прямое вмешательство России.
"Более чем через два десятилетия после того, как грузинское гражданское общество достигло совершеннолетия в Революции роз, – пишет Уитмор, – страна движется к еще одному решающему раунду. Глубоко сомнительные выборы в эти выходные были просто первым звоночком".
На прошлой неделе репортер BBC Стив Розенберг надавил на российского президента, поинтересовавшись, увеличили или уменьшили его действия за последние два с половиной года безопасность и стабильность. В ответ Путин начал яростную атаку на западные институты. "Мы хотим это изменить, и мы это изменим", – сказал он.
Это ставит Соединенные Штаты, Европу и их союзников перед сложным выбором, пишет Рахман: "Позволить России победить Украину с помощью Северной Кореи – и затем размышлять об изменившейся картине безопасности в Европе и Азии. Или резко увеличить собственную поддержку Украины и готовность идти на риск в противостоянии оси противников". На данный момент наибольшей опасностью является нежелание США рисковать перед лицом растущей агрессии. История висит на волоске.
Источник: Atlantic Council