The Economist написал заголовок о дефолте и катастрофе для Украины. Его перепечатали все уважающие себя издания в Украине. Тем более с таким кликбейтным заголовком грех не опубликовать.
И понеслось… Ждет ли Украину финансовая катастрофа? Нет. Ожидать ли дефолт? Нет.
Даже если бы сейчас в Украине произошел дефолт по внешнему долгу, это ничего бы не изменило. Ибо все последствия дефолта без самого дефолта у нас и так уже есть из-за войны. Но ведь и дефолта не планируется…
Что же происходит? Идут переговоры с кредиторами по реструктуризации внешнего коммерческого долга, еврооблигаций. Общая сумма – около $20 млрд. И эти переговоры не застали врасплох. Это абсолютно плановая процедура, о которой все знали последние два года. Так что ничего экстраординарного не происходит.
Что произошло два года тому назад? После нападения России стало понятно, что обслуживать внешний долг "не на часі". Слишком сильный удар по экономике нанесла война. И это было понятно всем. Украинскому правительству, самим кредиторам и любому финансисту в мире. Тогда все выплаты по внешнему долгу заморозили и решили: "через два года все станет ясно, тогда разберемся, что с этим делать". Помните те времена, с вайбом "две-три недели"?
Два года прошло. Немногое прояснилось. Но часы тикают, и нужно что-то делать. Потому и идут переговоры.
Чем они могут окончиться? Первый вариант – договорились. Реструктуризация. Там точно будет списание примерно 50% от суммы долга и пролонгация остального на 10 лет. И другие технические детали, о которых сейчас идут переговоры.
Второй вариант – это еще одна заморозка. Когда никто никому ничего не платит, а Минфин с кредиторами приходят к выводу, что ничего не ясно и нужно еще подождать. Ну, может, через год станет яснее.
Есть здесь дефолт? Нет. Нет. Никому он не нужен. Может ли случиться так, что просто переговоры затянутся и не успеют завершиться к "часу Х"? Да. Но тогда инвесторы и Украина согласятся проводить переговоры дальше и это назовут "техническим дефолтом", а через месяц все-таки договорятся.
Все. Никаких катастроф. Никаких страшных последствий.
И еще одно. Это касается исключительно внешнего долга. Рынку облигаций внутренних государственных займов ничего не угрожает. Там как последние два года все платилось, так и будет платиться. Потому что это внутри страны. Потому что преимущественно в гривне. И никто сам себе в ногу стрелять не будет.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора