Потери российских оккупантов
1 177 370

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

11 396

ТАНКИ

430

САМОЛЕТЫ

347

ВЕРТОЛЕТЫ

Гарри Каспаров
ГАРРИ КАСПАРОВ

Российский шахматист и оппозиционный политик, 13-й чемпион мира по шахматам

Все материалы автора
Все материалы автора

Подлинные кризисы конституции в эту каденцию Трампа еще впереди

Иран и Америка: откладывать больше нельзя. В шахматах наступает момент, когда напряжение достигает кульминации и решение становится неизбежным. Игра должна закончиться – так или иначе – и кто-то должен сделать ход. Этот ход может быть верным или ошибочным. Но он непременно состоится.

За 20 лет, с тех пор, как я покинул профессиональные шахматы, я понял: события в мире часто развиваются по схожей логике. То же мы видим сейчас с Ираном: мы уже прошли кульминацию многолетнего противостояния между Ираном с одной стороны и США, Израилем и их союзниками – с другой. Статуса-кво никогда не существовало – была лишь иллюзия стабильности, которая скрывала медленную, но непрерывную эскалацию. В последнее время Израиль, заручившись молчаливой поддержкой США и Европы, ослабил иранскую систему ПВО и нанес удары по его прокси в Ливане и Сирии. Эта траектория вела либо к тому, что Иран добьется создания ядерной бомбы, либо Запад его остановит. Ошибочное ядерное соглашение времен Обамы было попыткой лишь на время остановить часы, но оно не изменило целей ни одной из сторон. А в шахматах нет тайм-аутов. Кто-то обязательно должен попытаться поставить точку.

Теперь это сделал Дональд Трамп, тем самым показав, что его предвыборные заявления о "президенте мира" были лишь пустыми словами. В субботу вечером США нанесли удары по основным ядерным объектам Ирана в Фордо, Нетензе и Исфахане.

Почти по всем вопросам я выступаю против Трампа – по сути, символике и стилю. Я этого не скрываю. Однако каждый конкретный шаг я оцениваю по его содержанию. И я не единственный: даже конгрессмен Адам Кинзингер – лауреат премии RDI за демократию, не имеющий симпатий к президенту, – назвал эти удары "правильным решением".

Я призываю всех оценивать ситуацию взвешенно и объективно. Если бы вы осудили этот удар, будь он инициирован Обамой, – что ж, ваше право. Но если в глубине души понимаете, что не стали бы, – тогда не стоит осуждать и сейчас.

Думаю, вы поняли, что я поддерживаю решение Трампа уничтожить ядерную программу Ирана. Я понимаю соблазн сравнить это с Ираком 2003 года, но это – другие операции, другие страны, другие президенты. Есть и другие исторические аналогии, ведущие к другим выводам. Израиль уже дважды уничтожал зародышевые ядерные программы своих врагов – в Ираке (1981) и Сирии (2007). Эти удары не повлекли затяжных войн – они предотвратили потенциально катастрофические конфликты. Гражданская война в Сирии и так была кровавой, когда у диктатора было химическое вооружение и бочковые бомбы – представьте, если бы у Асада была ядерная бомба. На этом этапе я не вижу затяжной войны между США и Исламской Республикой. Уничтожение главных ядерных объектов Ирана вполне может привести к скорейшему завершению кризиса.

Относительно реакции внутри США – называть каждое серьезное решение президента "конституционным кризисом", если оно вам не нравится, – это политическое легкомыслие. Убежден, что подлинные кризисы конституции в эту каденцию еще впереди. Так что храним порох сухим.

Конечно, у меня немного доверия к этой администрации, которую можно сравнить с цирковым фургоном. Пита Хегсета нельзя воспринимать серьезно как министра обороны, а Трамп, похоже, уже не доверяет даже директору Национальной разведки Тулси Габбард. Поэтому, хотя само решение я считаю правильным, у меня нет уверенности в том, как его примут. И я боюсь, как эта некомпетентная команда справится с последствиями. Не стоит забывать, что враг тоже имеет право на ответ – и Иран обязательно отреагирует. Хотелось бы, чтобы в этот момент страной управляли более надежные люди.

Можно спорить, способен ли Дональд Трамп эффективно справиться с этой эскалацией? Можно дискутировать по поводу чрезмерного расширения президентских полномочий. Но мы уже там, где мы есть – и действия Трампа мало чем отличаются от ударов по Ираку и Йемену, совершенных Обамой и Байденом. Если вы против ударов по Ирану – отлично. Но обосновывайте это с точки зрения политики, а не демократии. Утверждения, что действия Трампа продиктованы авторитаризмом (как заявила обозреватель Рут Бен-Гиат) или что они незаконны и являются основанием для импичмента (как сказали AOC и Рашида Тлайб), могут иметь чрезмерно политизированный вид для американцев, которые помнят, что вражда между США и Ираном началась задолго до января этого года и что такие действия совершали и предыдущие президенты. Такие заявления подрывают доверие к настоящим протестам против безусловно плохого поведения Трампа внутри страны и делают оппозицию несерьезной в глазах широких масс.

Когда вы делаете ход в момент кульминации партии, вы не всегда знаете, победите ли. Результат интервенции Трампа в Иране пока неизвестен. Если он попросит больше ресурсов для более масштабной войны – тогда да, Конгресс должен вмешаться. Но мы еще не там, и не факт, что туда попадем. Культура быстрого осуждения в X не способствует терпению и анализу фактов. Но в реальном мире – особенно в военное время – именно это и является главными достоинствами.

Источник: The Next Move

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать