Символическое возобновление заочного преследования военных преступников накануне годовщины депортации 1944 года – начало конца безнаказанности страны-оккупанта.
Парламент возобновил процедуру заочного привлечения к ответственности. Фактически этот актуальный в условиях международного вооруженного конфликта механизм правосудия был заблокирован почти два с половиной года. И уголовные производства, в которых фигурируют сотни подозреваемых в совершении преступлений на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса, были приостановлены.
Это позволило избежать ответственности, но есть положительный прогноз, что временно. И первые дела уже восстановлены.
На днях Украина отмечает ряд трагических дат: 16 мая – День памяти жертв политических репрессий, 18 мая – годовщину депортации крымскотатарского народа 1944 года. Какое это отношение имеет к заочному привлечению к ответственности?
Цивилизованный мир и в первую очередь Украина на политическом уровне признали насильственную депортацию геноцидом.
В 2015 году прокуратурой АР Крым было открыто уголовное производство по принудительному переселению, которое привело к жестокому и циничному уничтожению части народа, идентичности.
Сейчас объявлено 16 подозрений. Прямого отношения к спецрасследованию этот случай не имеет. Но красноречиво доказывает, что у подобных преступлений нет ни оправдания, ни сроков давности.
В то же время осмысление трагедии, переоценка событий, признание преступлений тоталитарного режима, выводы и право знать правду являются предохранителями повторения таких событий в будущем.
Неотвратимость наказания за тяжкие преступления – главная цель работы органов прокуратуры и правопорядка. И, как элемент переходного правосудия, наряду с восстановлением исторической правды, справедливости, прав пострадавших должен быть обязательно реализован. И это только наше с вами "домашнее задание".
К сожалению, ситуация 77-летней давности имеет повторение в оккупированном Крыму. Страна-агрессор продолжает преследование крымскотатарского народа из-за политических, этнических, религиозных убеждений.
По данным Минсоцполитики, около 50 тыс. украинских граждан, в большинстве – крымские татары, были вынуждены покинуть полуостров и переместиться на подконтрольную правительству Украины территорию.
В то же время власти РФ активно ведут политику колонизации Крыма и с начала вооруженной агрессии, по их данным, прямо или косвенно переместили со своей территории более 205 тыс. граждан. Этим серьезным нарушением международного права обязательно будет дана правовая оценка как на международном, так и на национальном уровнях.
У общества есть огромный запрос на справедливое правосудие. И возможность удовлетворить его как раз и дает процедура заочного досудебного расследования и судебного производства, которая разблокирована парламентом.
Сегодня через два с половиной года органы прокуратуры и правопорядка, наконец, имеют возможность полноценно вернуться к применению механизма. Потому что до этого суды рассматривали лишь "заочные" дела, представленные до конца 2018 года.
Это механизм, обусловленный реалиями сегодняшнего дня, и в условиях продолжающегося международного вооруженного конфликта есть реальный шанс привлечь к уголовной ответственности виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечности на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса.
Что я имею в виду, как это возможно и какие последствия будет иметь?
Специфика расследования серьезных нарушений международного гуманитарного права и грубых нарушений прав человека – а речь идет об умышленных убийствах, пытках, насильственном исчезновении или бесчеловечном обращении с гражданскими и военнопленными, незаконной депортации и колонизации, принудительной милитаризации, неизбирательных обстрелах гражданского населения и объектов – заключается в отсутствии доступа к территориям, потенциальным преступникам и невозможности проведения ряда следственных действий.
Поэтому при получении доказательств заочное производство – единственно возможный действенный механизм привлечения к ответственности, если подозреваемый скрывается на временно оккупированной территории или в государстве-агрессоре.
Под подозреваемыми имею в виду не только граждан Украины – представителей незаконных вооруженных формирований РФ или оккупационных администраций, но и политическое и военное представительство этой страны. То есть спецпроцедура позволяет в условиях физического отсутствия лица провести расследование, завершить следствие и направить обвинительный акт в суд.
Без этого, по сути, мы только декларируем намерения о привлечении к ответственности. Как следствие – неотвратимость наказания за тяжкие преступления, не имеющие срока давности.
В качестве примера заочного правосудия могу привести дело представителя президента РФ в так называемом "Крымском федеральном округе", который занимал эту должность в 2014–2016 годах. Он обвиняется в посягательстве на территориальную целостность Украины, подстрекательстве к госизмене, а также в развязывании и ведении агрессивной войны.
Если брать международный опыт, то это дело MH17, которое рассматривает Окружной суд Гааги в судебном комплексе "Схипхол".
Нынешняя процедура заочного правосудия существенно пересмотрена. После 2018 года одним из условий начала спецдосудебного расследования и судебного производства было объявление подозреваемого в международный розыск. Это было практически невозможно, ведь Интерпол в таких производствах иногда видит политический подтекст.
Сейчас достаточно таких оснований, как уклонение от явки по вызову следователя, прокурора, следователя судьи или суда без уважительной причины более двух раз и пребывания на территории государства-агрессора или на временно оккупированных территориях Украины.
И еще важная норма – обязательная публикация на сайте Офиса генерального прокурора данных в отношении подозреваемых, к которым применена спецпроцедура заочного расследования.
У органов прокуратуры и правопорядка сотни уголовных производств по применению заочной процедуры.
Например, речь идет о таких резонансных делах и одиозных подозреваемых, как Наталья Поклонская, Сергей Аксенов, Владимир Константинов и другие соучастники, которые подозреваются в участии и содействии оккупации Крыма, Игорь Безлер и Игорь Гиркин со своими "единомышленниками", которые, в частности, пытали военнопленных и гражданских на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Пока эти производства разблокированы.
Поэтому, надеюсь, после приговора они официально получат статус военного преступника, что практически сделает невозможным их выезд за пределы РФ.
Задержать, доставить и реально осудить виновных будет возможно на основании запроса о международной правовой помощи.
Источник: "Украинская правда"