$39.22 €42.36
menu closed
menu open
weather +9 Киев
Игорь Смешко
ИГОРЬ СМЕШКО

Бывший глава Главного управления военной разведки Минобороны, экс-председатель СБУ и бывший кандидат в президенты Украины

Все материалы автора
Все материалы автора

Предложенные изменения в законы об СБУ и разведке нанесут существенный вред национальной безопасности и обороне Украины

Эффективность украинских спецслужб сдерживается отсутствием системы планирования, координации и контроля президентом и Верховной Радой, отметил лидер партии "Сила и честь", бывший глава Службы безопасности Украины и экс-начальник Главного управления разведки Минобороны Игорь Смешко.

Президенту Украины
Зеленскому Владимиру Александровичу.

Уважаемый Владимир Александрович!

Проекты законов Украины "О внесении изменений в закон Украины "О Службе безопасности Украины" и "О разведке", которые получил из вашего Офиса, в случае их принятия Верховной Радой Украины нанесут существенный вред национальной безопасности и обороне Украины.

Предложенные в них изменения в законодательство разрушат уже достигнутый уровень распределения и ответственности в различных сферах деятельности спецслужб Украины: разведки и контрразведки.

Как известно, объединение этих функций является признаком авторитаризма. Их распределение – присуще демократическим и развитым странам мира. Фактически это будет попытка возвращения к модели деятельности бывшего советского КГБ. Но без контроля над ним со стороны партии и без совершенной системы подбора кадров к нему.

В условиях существующего уровня коррумпированности СБУ это фактически возрождение "монопольного монстра" без действенного контроля над ним. В том числе с лишением эффективного контроля над ним со стороны президента. Назначенный на семь лет руководитель СБУ не будет иметь никакого закона, регламентирующего глубину и параметры контроля и над ним самим. При том, что даже в Российской Федерации функции разведки и контрразведки были разделены в ФСБ и СВР раньше, чем в Украине, данное разделение существует до сих пор.

Действующие законы, регламентирующие деятельность специальных служб Украины, и особенно те, которые разрабатывались с 1991-го по 2005 год, отдаляли их от коммунистической практики монопольного доминирования одной из спецслужб над другими. Они постепенно приближали их к стандартам НАТО.

Монополизм СБУ в условиях ликвидации комитета по вопросам разведки при президенте Украины в 1998 году уже приводил к прослушиванию кабинета президента Украины в 1999–2000 годах. С его ликвидацией и взятием СБУ под фактический контроль военной разведки президент был лишен альтернативных, кроме СБУ, каналов его информирования о реальном состоянии угроз. Роковые последствия этих событий Украина испытывает до сих пор.

Эффективность украинских спецслужб пока сдерживается не нехваткой новых законов, а отсутствием законодательно определенной системы планирования, координации и контроля их деятельности со стороны президента и Верховной Рады. А также – прозрачной системы надзора над ними со стороны гражданского общества. Как это определено, например, в законе США National Security Act of 1947 ("Закон о национальной безопасности" от 1947 года).

Закон Украины "О национальной безопасности Украины", который был принят при президенте Порошенко, имеет только общее название с американским. Лучше было бы его просто перевести на украинский язык и взять за основу. Принятый в 2018 году Верховной Радой одноименный закон размыл сферы ответственности органов государственной власти по ее обеспечению. Он даже сузил составляющие системы национальной безопасности Украины не в интересах народа Украины.

По сути, он является сборником лозунгов и путаных дефиниций и не определил четкой системы распределения сфер ответственности и служебных полномочий должностных лиц, параметров и глубины контроля над их деятельностью, а также процедур планирования и координации деятельности различных государственных органов в сфере безопасности и обороны. Как это есть в американском законе.

Кроме того, отечественному законодательству в этой сфере не хватает системы защиты в специальных службах беспартийных профессионалов от возможного узкопартийного и кланового влияния, как это сделано в американском законе Whistleblower Protection Act – 1989. Этот закон обязывает беспартийных профессионалов докладывать о возможных нарушениях их руководителей Конституции и законов США по политическим или коррупционным мотивам. Без этого эффективная борьба с коррупцией в этих органах невозможна.

Крайне важным также является отдельный вопрос передачи органов военной контрразведки в состав Министерства обороны. Как это происходит во всех цивилизованных странах мира, и в первую очередь НАТО.

Все эти вопросы крайне важны и чувствительны особенно в условиях непровозглашенной войны против Украины со стороны Российской Федерации.

Поэтому для оценки каких-либо изменений в действующее законодательство в этой сфере желательно было бы создать специальную экспертную комиссию по вопросам безопасности и обороны при президенте Украины из опытных и профессиональных специалистов и не поручать разработку возможных изменений в эти законы тем же людям, которые занимались этим при президенте Порошенко.

Например, профессионализм разработчиков проекта закона "О Службе безопасности Украины" характеризуется постановкой на первых местах среди функций СБУ: "информационно-аналитическая деятельность и управление (?) рисками (?) государственной безопасности", только на третьем "контрразведывательная деятельность" и "разведывательная деятельность в интересах (?) контрразведывательной деятельности".

Для сравнения – в законе США National Security Act of 1947 ("Закон о национальной безопасности" от 1947 года) определено:

"(1) Термин "разведка" включает: внешнюю разведку и контрразведку.

(2) Термин "внешняя разведка" означает сбор информации, которая имеет отношение к возможностям, намерениям или деятельности иностранных правительств или их элементов, иностранных организаций или иностранных персон, или международной террористической деятельности.

(3) Термин "контрразведка" означает сбор информации и применение действий для защиты от шпионажа, другой разведывательной деятельности, саботажа или убийств, осуществляемых под эгидой иностранных правительств или их элементов, иностранных организаций, или является деятельностью международных террористических организаций".

На мой взгляд, в возможный состав такой комиссии желательно было бы включить и первых двух президентов Украины Кравчука и Кучму, бывших секретарей СНБО Горбулина и Марчука, а также первых заместителей председателя СБУ генерал-лейтенанта Скибинецкого и доктора юридических наук, профессора, генерал-лейтенанта Тимошенко.

Источник: opk.com.ua

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.