Игорь Тышкевич
ИГОРЬ ТЫШКЕВИЧ

Политический аналитик

Все материалы автора
Все материалы автора

Для Украины задача №1 – не начать предвыборный цикл без выборов

Перемирие – еще не мир. Или – что дальше? Итак, по результатам встречи в Саудовской Аравии есть заявление о согласии Украины заключить перемирие. И есть анонсированная встреча по линии США – РФ.

Означает ли это быстрое прекращение огня? На данный момент сомнительно. Для Путина, которому выгодно было представить "недоговороспособность" Зеленского, результаты встречи в Саудовской  Аравии неприятные. Но, ожидаемые.

Как бы там ни было, наступление ВС РФ в Курской  области как раз укладывается в логику выхода на прекращение огня: вытеснить ВСУ со своей территории до его начала. А это означает, что на данном участке Кремль попытается сделать все, чтобы завершить свою операцию в ближайшие дни. Второй, параллельный, трек – политический – ставить выход ВСУ из Суджи в качестве условия того самого перемирия. Суть процесса – затянуть в двухсторонние консультации, в которых попытаться подвести украинскую сторону к ответу "нет".

Паралельно с этим уже на американском треке переговоров (о двухсторонних отношениях) сделать Трампу более конкретное предложения по:

а) Арктике и участию американских компаний в развитии северных логистических маршрутов (а это для Вашингтона приоритет в свете конкуренции с Пекином);

б) сделке по минералам. С одной стороны, предлагая большую ресурсную базу и лучшие условия. Но в форме, которая будет выглядеть более выгодной для РФ по сравнению с бонусами для Украины с возможным американско-украинским договором. Это уже игра на внутриполитическое поле в Украине;

в) газу для Европы. Уже была информация об обсуждении входа США в проекты "Северных потоков", но тут необходимо согласие Германии. А есть еще один – если украинская ГТС включается в поле американско-украинских договоренностей по ресурсам, для Кремля появляется смысл предметно говорить с Трампом о "совместном сбыте" природного  газа. Естественно, российского. Кстати, именно в эту логику укладываются атаки на газодобывающую инфраструктуру Украины последних недель. В этой логике, кстати, уже США могут "попросить" Украину уйти из Суджи, если РФ не может выдавить оттуда ВСУ.

Далее перемирие и уже вопросы внутриукраинских процессов. Тема выборов как президентских, так и парламентских из теоретической плоскости после войны окончательно переходит в практическую подготовку. Для Зеленского, это если условием переговоров в Саудовской Аравии не было его невыдвижение на второй срок, задача сохранения позиций будет крайне сложной по следующим причинам.

1. Перемирие уводит фокус с линии фронта, и политические оппоненты получают большие возможности критики управленческих решений Банковой, Кабмина и, собственно, президента.

2. Отход "военной повестки" на второй план (увы, для части население это произошло уже год назад) актуализирует вопросы "мирной повестки" – состояния экономики, инфраструктуры и так далее. Тоже удобная позиция для критики представителей власти.

3. А это уже вариативно. Если в команде Трампа поставят все-таки на сценарий "Украина с новым президентом", а на Банковой попытаются сыграть по-своему, тут так же будут резонансные информационные поводы.

Перечисленные факторы, если их не замечать, способны существенно ослабить позиции украинских переговорщиков к моменту начала консультаций о некоем подобии "мирного договора" либо договора о заморозке войны. Естественно, для Кремля такой вариант крайне интересен и выгоден. Поэтому политику РФ можно будет охарактеризовать следующими процессами.

1. Естественно, информационные операции РФ по дестабилизации украинского общества. И тут, увы, но благодаря ошибкам украинской стороны в информационном поле российские ресурсы имеют доступ до части украинских граждан. Суть операций – не поддержка каких-то отдельных личностей, а усиление фрагментации общества (подогрев конфликтов между разными группами: "уехавшие и живуще в Украине", "семьи военных и семьи гражданских", "ВПО – постоянные жители", "ветераны – ухилянты"), создание общей атмосферы недоверия. К чему? Да условно говоря, "ко всему".

2. На европейском и американском информационном поле Россия будет крайне активно проводить информационную кампанию по дискредитации самой идеи помощи Украине. Но не как стране, а как "украинским властям". То есть Кремль постарается всячески подсвечивать коррупционные скандалы, факты непоследовательной политики и так далее.

3. Отдельной темой российских информационных атак станут вопросы украинских беженцев. Россия будет пытаться крайне агрессивно продвигать тезисы об их угрозе для принимающих государств. Не только в информационном поле, но и организуя провокации.

4. Предложениями решить ряд вопросов существования Украины в мирном режиме через "готовность оказать помощь". И тут среди тем могут возникнуть: энергетика (начиная от ЗАЭС, заканчивая предложением для США начать поставки электроэнергии в Украину), газ, транзит.

5. Вопросы обмена пленными и узниками. Часть процесса пройдет быстро. То есть первые массовые обмены. Далее Кремль существенно затормозит процесс, пытаясь перевести его в аналог ТКГ, где каждый новый обмен становится результатом долгих и (в отличие от теперешней ситуации) публичных переговоров. Суть та же – политические ловушки для украинской делегации. И возможность обвинить Украину в "нежелании" ускорять процесс. Что, учитывая украинские внутриполитические вызовы во время перемирия, крайне важно для Кремля.

6. И, естественно, попытка оттягивать процесс финализации соглашений о заморозке – чтобы перечисленные действия имели эффект, Кремлю необходимо время. То есть несколько циклов "месячных перемирий". Возможно, даже с перерывами на активные боевые действия.

И тут мы подходим к главному – позициям украинской стороны на моменте перехода от логики перемирия к логике переговоров о мире. Для РФ идеальный вариант (и она будет на него работать) – максимальное ослабление оппонента.

Для Украины задача №1 – не свалиться в предвыборный цикл без объявления выборов. Проще говоря, если стоят две задачи "победить на выборах" и "подписать выгодный для страны договор о мире", надо помнить, что обе реализовать невозможно. То есть необходима концентрация на одном из направлений. Тогда второе станет возможным, но уже после первого. Это справедливо не только для Зеленского, но и для его оппонентов. Минус – приоритеты должны быть одинаковыми у всех участников процесса.

Задача №2 – сохранение поддержки со стороны партнеров. И тут уже крайне важным становится вопрос рационализации внешней политики. В условиях перемирия будет крайне сложно действовать в старых, эмоциональных рамках, говоря об "агрессии". Ведь партнеры зададут логичный вопрос в ответ: "Так РФ пошла на перемирие, давайте поговорим, что дальше?" Дальше – это тема, чем и как Украина будет выгодна соседям, США, ЕС, странам Азии? То есть разговор уже о функционале – чуть шире, чем просто говорить о ресурсах. Об этом, кстати, писал недавно пост (ссылка в первом комментарии)

Задача №3 – помнить, что договоры с РФ, как правило, временны и нарушаются. А это значит, что перемирие – время, когда можно проанализировать ошибки, частично их исправить и готовиться к новому раунду противостояния.

Задач намного больше, но без решения хотя бы перечисленных, без реакции на перечисленные выше вызовы избежать потери субъектности страны в ближайшие годы будет крайне сложно.

UPD: ну и когда выставлял пост, пришла новость, что ВСУ уходят из Суджи. То есть пруф о тезисе "США могут попросить Украину".

Источник: Ігар Тышкевіч / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать