$39.51 €42.36
menu closed
menu open
weather +19 Киев
Иван Гаврилюк
ИВАН ГАВРИЛЮК
Заместитель министра обороны Украины
Все материалы автора
Все материалы автора

У союзников были опасения относительно способности ВСУ эффективно применять их технику. Но мы не оплошали, и теперь уже партнеры изучают наш боевой опыт

Сейчас ВСУ имеют беспрецедентный опыт освоения и боевого применения довольно широкой линейки образцов вооружения и техники западного производства.

Недавно парк вооружения и техники ВСУ пополнился новыми образцами иностранного производства. В том числе немецкими машинами-амфибиями, самоходными минометами M120K Rak на колесном шасси БТР Rosomak, шведскими самоходными артиллерийскими установками Archer калибра 155 мм на колесном шасси. К слову, этот шведский "Лучник" разворачивается для стрельбы за 30 секунд и может вести огонь на расстояние до 60 км управляемым снарядом.

По состоянию на сегодняшний день к эксплуатации в Вооруженных силах Украины допущено беспрецедентное количество образцов вооружения и военной техники западных производителей. В частности, в 2023-м – более полутора сотен. Кстати, в этом перечне отдельные образцы ВВТ занимают несколько позиций. Если, к примеру, речь идет о комплексе ПВО, то это радар, центр управления, пусковая установка.

Бронетанковая техника – самая большая группа иностранных образцов ВВТ, в прошлом году допущенных к эксплуатации в ВСУ. Это танки, БТР, БМП, легкобронированные транспортные средства – около 25 образцов. Вторая группа по численности – артиллерия (ствольная, самоходная, безоткатные пушки и минометы) – около 20 образцов. Далее следует выделить линейку стрелкового оружия иностранного производства (винтовки, пулеметы, гранатометы калибром 40 мм). В этом перечне иностранных образцов многочисленна и транспортная группа: колесная автомобильная и специальная гусеничная техника.

Украина за время войны стала одним из крупнейших импортеров оружия в мире. Сейчас ВСУ имеют беспрецедентный опыт освоения и боевого применения довольно широкой линейки образцов вооружения и техники западного производства.

Опыт украинских военных – мировое ноу-хау.

Если искать в истории войн пример массовых поставок воюющей стране широкой номенклатуры иностранного вооружения и военной техники, то это, безусловно, Вторая мировая война и программа ленд-лиза для советских войск от союзников по антигитлеровской коалиции.

Тысячи наименований предметов поставок и промышленные объемы отгрузок: от свиной тушенки до танков и боевых самолетов. Но вот в чем коллизия: "советы" попользовались плодами военной промышленности союзников и… очень быстро вычистили упоминания об этой помощи из исторической памяти. Мол, мы все сами: и воевали, и создавали оружие. К слову, такой же позиции придерживаются в РФ и сейчас, обесценивая вклад западных союзников в победу над нацизмом. Это и не удивительно, ведь стремление кремлевского диктатора реанимировать труп советской империи со всеми ее атрибутами и догмами очевидно.

Но с истории с ленд-лизом прошло уже более 80 лет. С начала широкомасштабного вторжения в феврале 2022 года началась другая история. Сейчас у ВСУ есть немалый арсенал оружия мирового масштаба, учитывая многообразие образцов ВВТ и их модификаций. Значительную часть ВВТ нам передали союзники как военную помощь, определенное количество мы закупаем.

В начале вторжения в Украину российская армия в разы превосходила ВСУ по количеству танков, БМП, артиллерийских стволов, РСЗО и многих других образцов вооружения. К войне Россия готовилась годами. РФ превосходит нас по экономическому потенциалу, масштабу оборонной промышленности. К тому же, до 2014 года пророссийские министры обороны в Украине активно вели целенаправленную политику на снижение боеспособности ВСУ…

Нам подставили плечо союзники. Поставки вооружений от западных партнеров позволили существенно уменьшить вооруженный дисбаланс с агрессором. Первые партии ВВТ – противотанковые комплексы, стрелковое оружие, боеприпасы и бронеавтомобили от США, Великобритании и ряда европейских стран – поступили в Украину в феврале – марте 2022-го. А уже с апреля, когда Украина продемонстрировала исключительную стойкость и способность уничтожать превосходящие силы врага, пакеты военной помощи выросли, и значительно расширился перечень ВВТ: средства ПВО и ракеты к ним, артиллерия и боеприпасы, беспилотники разного назначения, тяжелая бронетехника, боевые бронированные машины, спецтранспорт и многое другое.

В то же время набирает обороты отечественный ОПК. Темпы раскрутки объемов производств без преувеличения можно назвать прорывными. Так, в 2023 году предприятия отечественной "оборонки" втрое увеличили объемы производства собственного оружия и военной техники, а по отдельным образцам – еще больше. Но этого еще слишком мало, учитывая военную мощь России. В сжатые сроки Украина не может самостоятельно наладить производство всех необходимых вооружений для отпора агрессору. Прежде всего имею в виду современные системы ПВО и ракеты к ним, РСЗО, ракеты дальнего радиуса действия, снаряды 155 мм и прочее. Поэтому помощь партнеров остается критически важной для Украины как в дальнейших поставках ВВТ, так и в отношении поддержки в инновационном развитии нашей "оборонки".

В контексте поднятой темы сфокусирую внимание на беспрецедентной мировой практике Вооруженных сил Украины в освоении очень широкой номенклатуры вооружения и техники многих иностранных производителей в кратчайшие сроки. По моему мнению, этот опыт наших военных – мировое ноу-хау.

Когда у нас критически не хватало запасов вооружения и техники, союзники предложили помощь. Но задача как можно быстрее доставить нам партию современной техники, к примеру, САУ или гаубицы, – это только полдела. Важно еще и подготовить экипажи и артиллерийские расчеты, организовать действенную систему технического обслуживания нового для нас оружия и техники, найти лучшую тактику применения, учитывая характер боевых действий российских войск…

Думаю, у союзников были опасения относительно способности украинских воинов эффективно применять их технику. Но мы не оплошали, мы их удивили.

Поначалу – когда готовили персонал. К примеру, на подготовку расчета артсистемы средней технологической сложности по стандартам НАТО отводится минимум полгода. Наши спецы осваивали программу за один-два месяца. Что срабатывало? Большинство из тех, кто осваивал за рубежом иностранное оружие, – воины с боевым опытом и высокой мотивацией.

Высокоточные ракетно-артиллерийские системы, переданные нам союзниками, начали играть одну из ключевых ролей на поле боя. Наши воины показали, что они умеют воевать. Посмотрите на статистику потерь агрессора: сколько уничтожено, сожжено их танков, самолетов, артиллерийских установок, ББМ.

Мы освоили все новейшее из опыта армий наших союзников и добавили к нему свое. И этот микс дает результаты на поле боя в войне, даже со значительно превосходящим в живой силе и технике врагом.

Более того, наши зарубежные партнеры, изучая опыт боевого применения своих ВВТ в руках наших воинов, вносят определенные коррективы и усовершенствования как в программы подготовки своих профильных специалистов, так и в field manuals, то есть документы по типу наших боевых уставов, где говорится, в частности, о тактике применения ВВТ.

На поле боя – и "ветераны", и дебютанты.

Беспрецедентная динамика боевых действий достаточно быстро сформировала список первоочередных потребностей украинской армии. В перечне пакетов материально-технической помощи, которую предоставляют Украине западные союзники, – как проверенные в боях образцы ВВТ, так и вооружение и военная техника, для которых российско-украинская война стала местом первого боевого испытания.

Для примера, одним из первых допущенных к эксплуатации в ВСУ уже после российского вторжения западных образцов ВВТ стал любимый "рабочий конек" пехотинцев многих армий – американский гусеничный бронетранспортер М113. К слову, это первая серийная военная машина с алюминиевым корпусом. С 1960-х годов, когда первые единицы М113 сошли с конвейера, их изготовили более 80 тыс. Да и кроме войны в Украине, этот ветеран успел повозить пехоту во время десятка других военных конфликтов разной степени интенсивности. В силах обороны Украины сейчас эксплуатируются сотни М113 разных модификаций. И наши воины однозначно одобрительно отзываются о "ветеране"-иностранце: маневренный, лучше бронированный по сравнению с советскими аналогами, технически надежный, удобный для нахождения внутри машины экипажа и десанта.

В перечне образцов ВВТ, которые одними из первых получили допуск к эксплуатации в ВСУ, – чешская самоходная гаубица Dana-M2. Хотя и под советский 152-мм калибр, но с увеличенной в полтора раза дальностью стрельбы, автоматической системой зарядки, управления огнем и бронекапсулой для экипажа. Конкретно эта модификация получила опыт боевого применения именно во время российско-украинской войны.

Отдельный важный аспект – это "авторитет" оружия и техники. Испытанное войной оружие имеет значительно более высокую цену, чем "парадный" образец, даже при хорошей рекламации. Боевой опыт оружия напрямую влияет на конкуренцию на внутреннем и мировом рынке ВВТ. Перед компаниями, чье оружие активно используется в войнах, открываются новые окна возможностей на мировом рынке ВВТ. Ведь испытание на полигонах в условиях мирного времени не раскрывает всего спектра критических нагрузок на образец ВВТ, которые встречаются в условиях реального боя.

В отличие от американских комплексов MIM-104 Patriot, которые успешно поражали цели во время войны в Персидском заливе и в других локальных конфликтах на Ближнем Востоке, норвежско-американский зенитный ракетный комплекс средней дальности NASAMS и зенитный ракетный комплекс ПВО и ПРО среднего радиуса действия разработки немецкой компании Diehl Defence IRIS-T свое "боевое крещение" приняли именно в Украине.

Фактически самым свежим "дебютантом" среди допущенных к эксплуатации в силах обороны Украины стала шведская самоходная артиллерийская установка Archer калибра 155 мм на колесном шасси, о которой я уже упоминал выше.

Совместимость с НАТО и ренессанс отечественного ОПК.

Обращаю также внимание на то, что сейчас Вооруженные силы Украины характеризуются не только как "продвинутый пользователь" отдельных систем западного вооружения. Это и прямая имплементация одного из базовых принципов НАТО – интероперабильности, то есть взаимосовместимости. У этого стандарта гораздо более широкие объемы. Не только в сугубо военно-техническом компоненте, но и касательно элементов логистики, принципов управления, оперативного планирования применения войск и прочее. Материально-технические стандарты входят в тройку базовых требований и определяют единые требования к вооружению и военной технике членов Альянса, управлению их жизненным циклом, а также кодификации предметов обеспечения.

При обычных обстоятельствах страна-кандидат достигала бы этих стандартов за счет выполнения годовых национальных программ сотрудничества с Альянсом. Собственно, до широкомасштабного вторжения РФ Украина так и делала. И этот процесс был планомерным, рассчитанным на годы. А сегодня происходит ускоренное практическое приобретение взаимосовместимости в применении образцов ВВТ по широкой номенклатуре.

После войны будет проведен глубокий анализ тактики применения и эффективности всего оружия и техники. Его результаты станут фундаментом для формирования будущей технической модели ВСУ.

Также опыт применения оружия и техники иностранного производства является очень ценным для предприятий отечественной "оборонки". Он может служить толчком в развитии отечественной индустрии ОПК. Особенно в контексте производства новых отдельных критически важных номенклатур вооружения и военной техники.

У Украины есть большие шансы со временем превратиться из крупнейшего в Европе импортера вооружения и военной техники в одного из конкурентных игроков мирового рынка вооружений. Такую перспективу приблизит создание совместных предприятий вместе с европейскими и американскими оборонными корпорациями на территории Украины. Скажу больше: мы уже достигли с отдельными странами и транснациональными компаниями определенных договоренностей о сотрудничестве по локализации производства вооружений. Украина широко открыта для партнерства в области производства ВВТ. Чем больше мы будем становиться самодостаточными в обеспечении ВСУ новыми образцами ВВТ, тем меньше будем нуждаться в помощи извне. У наших партнеров должна быть в этом заинтересованность, ведь в будущем мы должны стать восточным флангом НАТО.

И наконец. Мир сильно изменился. Современные войны – это доминион передовых технологий. Где выигрывает не тот, кто по классической схеме забрасывает противника большим количеством людей или танков. А тот, кто предоставляет своим войскам лучшие технологии в виде современных инструментов ведения войны. Кто имеет лучше оснащенную пехоту, лучше бронированную технику, более точную и дальнобойную артиллерию, много современных дронов и роботизированных систем и прочее. Инициатива за теми, кто вкладывается в инновационные разработки, масштабирует их и быстро проводит работу над собственными ошибками.

Источник: NV

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.