То, что происходило на саммите "Большой двадцатки" – встреча Трампа с Путиным, визит Тиллерсона в Украину, – это важно.
Начинается новый динамический этап большой политической игры. Как ни парадоксально, впрочем, новый этап начинается по старым правилам.
Этот этап выпадает на не лучшее время для Ангелы Меркель, приближающейся к выборам, на которых вроде и лидирует, но где каждый вывих антиглобалистов и прочей нечисти может иметь серьезные последствия. Ангела Меркель к октябрю будет вынуждена придерживаться очень консервативного подхода. Позиция не изменится – Минские договоренности с объяснением, что Россия должна выполнять свою часть.
Франция и Эммануэль Макрон на подъеме. Макрон хочет побед, свершений. Но учитывая сложные отношения с США и сверхсложную ситуацию в ЕС, он в большей степени будет поддерживать Ангелу Меркель (Макрон, похоже, хорошо понимает ответственность за европейское единство), возможно, только пытаясь сделать консультации и переговоры (включая нормандский формат) более активными. Проблема, за которой стоит следить, – это способность Макрона сопротивляться промосковскому политическому и бизнесовому лобби. Вот и будем следить.
Немного иронично, но Дональд Трамп на самом деле сейчас не предлагает ничего другого, кроме того, что, по его же словам, неправильно делал Барак Обама – сдерживание России, где нужно, и сотрудничество с ней, где можно и хочется. Я бы не бился об заклад, что эта ситуация будет оставаться бессменной всегда, но по Украине его, кажется, сейчас действительно загнали в коридор возможностей – санкции против РФ будут оставаться до тех пор, пока под оккупацией будет Донбасс и (звучало уже не один раз, и это очень важно) Крым.
Санкции – это, конечно, совсем не та политика, которая с позиции Кремля позволяет говорить о нормализации отношений между США и РФ. Боюсь, что в принятой Трампом парадигме отношения к украинско-российской проблематике нет места разрешению на предоставление/продажу Украине вооружения. Такой шаг, безусловно, будет очень негативно воспринят РФ и сведет на нет все усилия по нормализации отношений. США это понимают.
Какие-то перспективные изменения могут быть связаны с осторожными сигналами США о том, что они преданны не текстам, а целям Минских соглашений. А также сформированной команде, которая занимается войной в Украине, – Тиллерсон–Волкер. Что предложит эта пара, сейчас сказать очень сложно хотя бы потому, что оба дипломата ранее не всегда одинаково оценивали ситуацию вокруг украинско-российской войны. Но движение началось. Стоит также наблюдать за тем, как тема нашей коррупции и реформ будет вписываться в контекст войны. Могут быть и неприятные сюрпризы.
Владимир Путин приближается к выборам. Как бы уверенно ни чувствовал себя тоталитарный владыка, он не может позволить себе в это время поражение или что-либо похожее на политическое отступление. Экономическое состояние РФ совсем не свидетельствует о том, что бравурные прогнозы о распаде России могут сбыться в перспективе нескольких лет. Путин будет стоять на своем.
У президента Порошенко за пределами Минских договоренностей позиции нет (они же заключены для выполнения мирного плана президента Порошенко). Все внутренние движения в плане каких-то новых законов я бы скорее воспринимал в контексте поиска президентскими технологами способов отсрочить выборы (если с рейтингом и дальше будет беда) без введения полноценного военного положения и заигрывания с патриотически настроенными украинцами.
Поэтому – "наша песня хороша – начинай сначала".
Но движ пошел. И нам нужно быть очень внимательными, как бы там кто-то без нас нас и не поженил. Будем внимательными.
Источник: Bohdan Yaremenko / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора