Павел Казарин
ПАВЕЛ КАЗАРИН

Украинский журналист, военнослужащий

Все материалы автора
Все материалы автора

Голливуд ничего не знает про настоящую войну. На героев "Апокалипсиса сегодня" не падали КАБ, на позиции Рембо никогда не прилетал 152-й калибр

Голливуд ничего не знает про настоящую войну.

"Взвод", "Падение "Черного ястреба", "Апокалипсис сегодня" бесполезны для тех, кто хочет заглянуть в окопный быт. В нашей реальности героям этих лент впору завидовать. Потому что их война не имеет ничего общего с нашей.

После Второй мировой по всему миру кадровые армии воевали с партизанским движением. Так было во Вьетнаме и в Афганистане. В Чечне и в Сирии. Снова в Афганистане и в Ираке. Исключения случались – Корея, ирано-иракская война или битва за Фолкленды, – но были такими редкими, что скорее подчеркивали общее правило.

Битва с партизанами имеет свою особенность. Кадровая армия применяет все, что стоит на ее вооружении. Она контролирует небо – и потому ее солдаты могут рассчитывать на поддержку с воздуха. У нее есть броня – которая держит периметр. У нее есть базы, возвращение на которые знаменует для бойцов окончание боевых действий.

Всему этому партизаны могут противопоставить разве что стрелковое вооружение, гранатометы и минометы. Они устраивают засады, закладывают фугасы, минируют дороги и тропы. Единственный способ для них нанести удар по армии – это сблизиться с ней на расстояние стрелкового боя. А потому в фильмах об этих войнах мы видим сплошной огневой контакт.

Все это не имеет ничего общего с нашей войной.

Потому что наша война – это столкновение двух военных машин. В арсенале каждой есть артиллерия и броня, авиация и ПВО, ракеты и дроны. Обе стороны могут поражать цели на удалении в десятки километров. Чтобы вступить в огневой контакт с врагом, нужно сперва еще сблизиться с ним. А это сама по себе задача со звездочкой.

Последние два года голливудские фильмы о войне вместо сопереживания вызывают легкое чувство зависти. В "Мы были солдатами" вертолеты привозят бойцов в гущу боя. Во "Взводе" держащие оборону солдаты вызывают авиаудар по атакующим вьетнамцам. В "Цельнометаллической оболочке" главная проблема – снайпер-одиночка, засевший в здании. "Падение черного ястреба" – это история о том, как колонна легкобронированной техники въезжает в город, кишащий 5 тыс. солдат. И затем еще и выезжает оттуда.

Все это не имеет ничего общего с нашей реальностью. На героев "Апокалипсиса сегодня" не падали КАБ. Сапер из "Повелителя бури" не знает, как выглядит танковый бой. На позиции Джона Рембо никогда не прилетал 152-й калибр. Герои этих фильмов ведут войну, находясь в сильной позиции. Они могут больше, рискуют меньше, а их враг компенсирует технологическое отставание числом. Если какие-то фильмы и способны вызывать у нас сочувствие и сопричастность, так это фильмы про Первую мировую и про Вторую.

Украинской армии выпало стать носителем уникального опыта. Мы перехватываем аэробаллистические ракеты и сбиваем стратегические бомбардировщики. Уничтожаем подводные лодки и топим ракетные крейсера. Отправляем на дно десантные корабли и выносим загоризонтные РЛС. Сжигаем за сутки десятки танков и боевых машин пехоты.

Наше ПВО умеет отбиваться от сотен воздушных целей одновременно. Мы единственные, кто когда-либо сбивал гиперзвуковые ракеты. Единственные, кто уничтожал самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Единственные, кто вел воздушный бой против десятков современных истребителей.

Такого опыта нет ни у одной армии мира – включая американскую. Мы знаем про оружие наших партнеров больше, чем они сами. Наша война способна переписать учебники военных академий по всему миру. Наш опыт уникален – потому что никто больше не знает, как воевать с кадровой армией.

Весь голливудский военный кинематограф лишь подчеркивает разницу в классе между нашей войной и теми, которые были прежде. Украинскому солдату сложно узнать себя в героях этих фильмов. Ветераны Вьетнама не сталкивались с авиацией Вьетконга. Ветераны иракской кампании не переживали обстрел термобарическими снарядами. Ветераны афганской эпопеи не отбивали танковый штурм позиций. Засилье стрелкового боя в голливудских блокбастерах – это лишь признак войны низкой интенсивности.

Мы знаем о войне больше, чем кто бы то ни было – потому что никто, кроме нас, не был на настоящей войне. Единственный, кто знает столько же, – это наш враг. И если мы не справимся, то свою разницу в классе он будет демонстрировать тем, кто стоит за нашими спинами. Всем тем, кто – как и мы недавно – считают "Падение "Черного ястреба" хорошей иллюстрацией войны.

Голливуд ничего не знает про настоящую войну лишь потому, что про нее ничего не знает мир. А это значит, что либо следующие десятилетия Голливуд будет снимать кино про то, как мы ее выиграли.

Либо про то, как им самим пришлось ее выигрывать.

Источник: "Украинская правда"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать