И что будет на 51-й день после завершения ультиматума Трампа Путину?
Чего точно не стоит ожидать – это введения 500-процентных тарифов против Китая и Индии как крупнейших покупателей российских энергоносителей. Скорее всего, этот законопроект регистрировался с другими целями.
Три с половиной года полномасштабной войны показали: никакие экономические меры не способны повлиять на ход боевых действий. Отключение от SWIFT, ценовой потолок на нефть, почти 30 тыс. других санкций и 17 санкционных пакетов не заставили путинскую армию остановиться. Все случаи остановки российского наступления – это исключительно результат действий сил обороны Украины. Так что единственным эффективным инструментом влияния на Путина было и остается усиление поддержки украинских военных: больше оружия, техники и боеприпасов.
Таким образом, совершенно очевидно: принятие законопроекта Линдси Грэма о 500-процентных тарифах также не повлияет на ход войны. Но, похоже, это и не было его целью. Сам факт существования такого проекта и почти ежедневный рост числа его сторонников среди сенаторов позволяли в течение нескольких непростых месяцев удерживать внимание всей американской политической системы к войне в Украине. Ни один президент США не может проигнорировать вопрос, который поддерживают 85% сенаторов.
За эти три с половиной года мы видели, как многие важные решения начинались с полного неприятия, но впоследствии претворялись в жизнь: поставки HIMARS, танков, самолетов, ограничения на импорт энергоносителей – этот список можно продолжать. Когда в прошлом году президент Франции Эммануэль Макрон заявил о возможности отправки европейских военных в Украину, его считали чуть ли не сумасшедшим. А сегодня этот вопрос серьезно обсуждается в других европейских столицах – определяются контингенты и подсчитываются бюджеты. Так что позиция Линдси Грэма и других сенаторов насчет давления на покупателей российской нефти – чтобы те повлияли на Путина и поспособствовали завершению войны – вполне может стать началом соответствующей кампании со стороны американской администрации.
Китай и Индия являются крупнейшими покупателями российской нефти в мире – вместе они обеспечивают около 85% российского нефтяного экспорта. Учитывая критическую важность китайских комплектующих для российского ВПК, прерывание этих поставок со стороны Китая будет иметь не меньший эффект для войны, чем прерывание поставок из Европы и США в Украину. Если Китай по-настоящему будет поставлен перед выбором: либо поставлять России электронику, двигатели и станки двойного назначения, либо торговать с США и ЕС – его решение действительно может помочь завершить войну. И, как мы видим, среди американских политиков самого высокого уровня немало тех, кто готов этому способствовать.
Источник: Микола Княжицький / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора