Несколько выводов из того, что мы называем "переговорным процессом".
1. Путин не готов отказаться от отношений с администрацией Трампа.
Он в очередной раз продемонстрировал пренебрежение Европой, но на Трампа российский диктатор реагирует ровно настолько, чтобы удерживать интерес американского президента к процессу. Потому что тот пока не выглядит для него полностью бесперспективным.
2. У Путина и Трампа – принципиальные разногласия по поводу природы войны и ее завершения.
Путин видит войну частью глобального противостояния с Западом. Для него завершение войны возможно только в формате прямых переговоров с Западом, олицетворением которого всегда были США. Отсюда – все требования о "новой Ялте" и "архитектуре безопасности", которую должны обсудить Трамп и Путин с глазу на глаз.
Трамп же не признает никаких российских претензий на сферы влияния. Его максимум – "закончить войну любой ценой", в том числе путем существенных уступок со стороны Украины. Но никто даже не начинает говорить о передаче Европы под контроль Москвы.
Путин начинал войну не ради оккупации Мелитополя. В нынешней конфигурации шансов договориться с Трампом у него нет. Трамп хочет выйти из этой истории с минимальными потерями, продемонстрировав свою эффективность. Но не за счет разгрома Запада.
3. Китай, похоже, пытается стать союзником Европы в противостоянии с Трампом в тарифной войне.
После переговоров с Си президент Бразилии полетел в Москву, чтобы убедить Путина в прекращении огня. Очевидно, это была общая инициатива Пекина и Бразилии. Закончилось все унижением: бразильский президент даже не был принят Путиным – только телефонный разговор. Более 1 тыс. км полета – ради звонка.
Это намек, что Китай принял позицию европейской коалиции и пытается остановить войну. Путин пренебрег этим сигналом, рассчитывая, что Пекин не решится на жесткие действия. Ответит ли Китай – пока непонятно, но атмосфера двусторонних отношений меняется.
4. Путин не будет встречаться с Зеленским ни в одном формате.
Даже трехсторонняя встреча с Трампом ему не подходит. Ведь это фактически разрушает всю и без того убогую идеологию "специальной военной операции", где "неонацисты" захватили власть в Киеве и во главе с "нелегитимным Зеленским" взяли в заложники обычных россиян, которых "убедили, что они украинцы".
5. Европа в очередной раз получила доказательство неадекватности Путина.
Это должно стать основанием для выводов об экзистенциальности этой войны для самих европейцев, и в публичных заявлениях мы такое слышали достаточно много. Но на фоне правильных слов мы видим, как ЕС останавливает особый режим торговых отношений с Украиной, что фактически возвращает тарифные ставки в пределы, которые делают украинский экспорт менее конкурентоспособным на европейских рынках. Это можно было бы считать пустяком, но когда слова противоречат действиям – это признак отсутствия адекватности уже самих европейцев. Хорошо, что большинству они делают много пользы, но то, что Украину не рассматривают полноценным партнером, вредит Европе, ведь настраивает украинцев против ЕС.
Стамбульская "переговорная партия" еще не завершена, и в ближайшие дни следует ожидать продолжения. Но промежуточные результаты, которые есть на сегодня, дают основания для осторожного оптимизма.
Источник: Микола Княжицький / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора