Обычно в канун Нового года принято подводить итоги, вспоминать хорошее, прощаться с плохим и надеяться на лучшее. Я тоже так делал.
Но в этом году у меня ощущения, на фоне которых все это кажется банальным. Я пишу этот пост не для того, чтобы напугать, напротив. Но дочитайте его до конца.
Так сложилось, что последние полгода я часто и много общаюсь с разными людьми из разных стран, которые причастны к принятию решений.
И, если коротко, я убежден: мы сейчас живем в самый спокойный и, возможно, самый ценный отрезок времени из тех, которые нам еще отпущены. Понимаю, что это звучит странно, когда вокруг война, неопределенность и многим из нас часто приходится буквально вытаскивать себя из отчаяния. И я не хочу казаться паникером, но я уверен: в мире назревают бури, значительно масштабнее той, которая продолжается у нас.
Мир, каким мы его знали, неуклонно катится к глобальному конфликту.
Страны вкладывают рекордные средства в оборону, вооружение, армию, логистику, киберпространство. Глобальные военные расходы растут колоссальными темпами уже 10-й год подряд, увеличившись примерно на 37% за последнее десятилетие. Это самый большой годовой скачок с конца холодной войны. По состоянию на 2025 год в мире зафиксировано рекордное количество вооруженных конфликтов – 61 активный конфликт, больше, чем когда-либо с 1945 года.
И при этом ни один из ключевых игроков не готов остановиться.
Многие надеялись, что по крайней мере США останутся сторонним арбитром и не позволят миру скатиться в хаос, но реальность в том, что и они серьезно включились в эту опасную игру. Это уже не про политику, партии или смену элит. Над всем этим стоят огромные системы, которые раскручивают свои маховики, пишут стратегии на годы вперед, готовят людей, перестраивают промышленность. И у этих систем один общий язык – язык силы.
Международные нормы и соглашения, которые раньше сдерживали агрессию, сейчас либо разрушены, либо открыто игнорируются. Эпоха, когда ключевые игроки соблюдали правила, завершилась. Больше нет четких красных линий, и если кто-то сочтет выгодным их переступить – он это сделает без колебаний.
Параллельно с этим во многих странах к власти рвутся жесткие силы, которые еще недавно считались маргинальным ультраправым краем. Радикализм становится мейнстримом. Новые лидеры не обременены грузом прежних ценностей. Им не нужно оправдывать свои решения гуманизмом или демократией – все они будут объяснять целесообразностью, правом силы и реальными или вымышленными внешними угрозами.
На смену либеральным ценностям приходит логика обиженных и разгневанных – у этих сил огромная электоральная база, которая незаметно стала большинством и стремится к реваншу. За последние десятилетия в мире накопилась масса групп, сообществ и даже целых народов, которые чувствуют себя обманутыми и униженными. Они считают, что предыдущий мировой порядок обошелся с ними несправедливо. И теперь они готовы поддерживать агрессию и нарушать любые правила, потому что убеждены: когда-то правила нарушили и против них самих.
Мир все больше напоминает 1914-й или 1939 год: период экономической депрессии, рост крайнего национализма, попустительства агрессорам и постепенного разрушения старого порядка. Конечно, можно надеяться, что беда обойдет стороной, но логика принятия решений во многих столицах, среди элит и инерция попыток умиротворить кризисы указывают на приближение большой войны.
И на этом фоне Украина сегодня – не только поле боя, но и лакмусовая бумажка.
Пока мы держимся, мир еще делает вид, что успевает. Нас поддерживают, с нами советуются, за счет нас проверяют свои стратегии. Но настанет момент, когда у больших игроков появятся другие фронты, другие приоритеты, другие угрозы. И тогда наш страх перестанет быть главным страхом мира. Это будет совсем другая реальность, которую мы даже здесь, на войне, пока что не до конца представляем.
Неважно, как мы это назовем – новая мировая, глобальная турбулентность, война систем. Важно другое: почти все готовятся. Открыто или тихо, честно или цинично – но готовятся. И остановить это можно разве что чудом или шоком, который всех отрезвит.
Но надеяться на чудо – наивно.
Поэтому давайте жить здесь и сейчас наше лучшее время. Ценить каждое мирное утро, каждый тихий вечер, пока они у нас есть. Держаться друг за друга и беречь близких.
Самой большой роскошью и ценностью в новом мире хаоса станет иметь того, кого любишь, обнять его и знать, что вы вместе перед лицом любых испытаний.
Если вы поссорились с кем-то дорогим – сейчас самое время протянуть руку к примирению.
Если вы откладывали разговор с родителями или детьми – поговорите сегодня, не ждите лучшего момента.
Если вы кого-то любите – скажите ему об этом, берегите это в себе и не дайте этому исчезнуть из-за гордости или суеты. Пока еще есть возможность сказать: "Я рад, что проживаю это время с тобой".
Именно из этих тихих радостей и соткано наше лучшее время.
Все остальное – карьера, должности, рейтинги, статусы, все эти бесконечные игры взрослых людей – в большой мировой турбулентности стоят гораздо меньше, чем кажется. Их сметет первой же волной.
Способность оставаться людьми, держаться друг за друга, защищать своих – это единственное, что может дать нам шанс не сойти с ума и не превратиться в часть общей машины каннибализма.
Возможно, я ошибаюсь в своих мрачных прогнозах, и я с радостью через год-два-три признаю, что ничего не сбылось. Но если я прав, то тем более важно уже сегодня начать жить так, будто это в последний раз.
Мы не можем влиять на все. Но мы можем не позволить окончательно разрушить то единственное, что делает нас живыми, – связь с людьми, которых мы любим.
Источник: Mustafa Nayyem / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора