Несколько слов относительно вспышки метапневмовируса.
Метапневмовирус человека (HMPV) может вызывать заболевания верхних и нижних дыхательных путей у людей любого возраста, особенно среди маленьких детей, пожилых людей и людей с ослабленной иммунной системой. Обнаруженный в 2001 году HMPV принадлежит к семейству Pneumoviridae вместе с респираторно-синцитиальным вирусом (RSV).
Антитела класса IgG против HMPV были обнаружены у 100% с повторным заражением, у детей до 10 лет серопозитивность составляет почти 100%.
В настоящее время, по данным ЦОС, в Украине с начала сезона зарегистрировано 13 официально подтвержденных случаев. Конечно, реально их больше.
Заражение происходит капельным путем, эпизоды могут повторяться в течение жизни. Заболевание чаще легко (насморк, кашель), но может быть тяжелым с развитием фульминантной (быстро прогрессирующей) дыхательной недостаточности. Последний вариант ранее наблюдался у пациентов с ослабленным иммунитетом, после трансплантации легких.
Ориентировочный инкубационный период – от трех до шести дней, а средняя продолжительность заболевания может изменяться в зависимости от тяжести в среднем 7–10 дней. HMPV наиболее активный в умеренном климате во время поздней зимы и весны.
Рентгенологические изменения неспецифичны: "матовое стекло", ателектазы, гиперраздутые легкие, иногда – консолидация. Чаще двусторонние поражения (смотрите фото).
В мире тяжелым больным применяют ингаляционный рибавирин (заметьте – эмпирически, поскольку доказательств нет, по понятным причинам). В нашей стране такая форма рибавирина не зарегистрирована, а таблетированная вряд ли будет эффективна, опираясь на наш опыт.
Почему сложилась такая ситуация с этим заболеванием?
На мой взгляд, это отражение процессов эволюции и адаптации микроорганизмов, которые пользуются измененным иммунным ландшафтом вследствие пандемии COVID-2019, по сути, является системной иммунной болезнью. Также отрицательно повлияли на нашу толерантность к инфицированию многими широко распространенными возбудителями длительные массовые локдауны, мы не контактировали друг с другом, а иммунные реакции начинаются с местных факторов защиты.
Первая волна расплаты за это началась в позапрошлом году с трагической вспышки RSV-инфекции в мире, мы об этом неоднократно рассказывали на своих мероприятиях. Так, отделения неотложной помощи в США сезона 2023–2024 годов были переполнены больными детьми до одного года этим заболеванием. Мы также наблюдали его рост у пожилых людей.
Поскольку HMPV является "братом" RSV, настал его черед. Кстати, отечественные специалисты, например профессор Андрей Волянский, прогнозировали вспышки обычных респираторных заболеваний после завершения ограничительных мер. Что мы сейчас и наблюдаем.
Что нам делать?
Во-первых, не паниковать. Еще раз: фактор времени – решающий для тактики ведения больных. При возникновении респираторного заболевания, особенно у групп риска, желательно его подтвердить. Среди всех ОРВИ наиболее опасными были грипп и COVID-19. Сейчас к тестированию следует добавлять и метапневмовирус, особенно у госпитализированных больных, ресурс есть. Если вы заболели – правильно измеряйте сатурацию крови пульсоксиметром.
Во-вторых, обычная профилактика инфекции заключается в избежании/уменьшении рисков воздушно-капельной передачи (ограничение контакта с больными респираторными заболеваниями, особенно групп риска, мытье рук, проветривание помещений, влажная уборка). Все это, конечно, не гарантирует заражения, но мы помним, что все дело в дозе возбудителя, который на вас "нападает": чем она меньше, тем больше шансов иметь нетяжелое заболевание.
В-третьих, всеобщая рекомендация. Следите за своим здоровьем, своевременно диагностируйте патологию (например, синдром инсулинорезистентности, патологию щитовидной железы), принимайте витамины, особенно Д (по назначению врача). У многих его недостаточность или дефицит, а он, в частности, является гормоном иммунной системы.
Просьба к врачам – не медлите с госпитализацией, если больной ежедневно прогрессирует. Помните, что тяжесть течения оценивают не только и не столько по показателям температуры, как по общему состоянию больного, особенно групп риска. Считается, что сопутствующие инфекции с другими вирусами или бактериями могут быть триггером тяжелого течения заболевания, поэтому применение эмпирической противовирусной терапии препаратами широкого спектра действия может быть обосновано.
Берегите себя и помните, что все будет хорошо.
Источник: Olga Golubovskaya / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора