"Ну и что?" – хотелось мне сказать министру финансов, радостно рассказывающей парламенту, что государственный бюджет впервые принимается не в авральном режиме. Как это новшество повлияло на качество главного финансового документа страны? Ведь реально обсудить все, что волновало, высказать замечания, получить ответы на многие важные вопросы мы так и не смогли. Строго лимитированное время и уже привычные турборежимные рамки.
А что на выходе?
То, что мы увидели в проекте бюджета на 2020 год, в худшем виде повторяет предыдущие госбюджеты. Увеличение расходов на силовые структуры и урезание социальных выплат. По сравнению с прошлым годом на 34 млрд грн большим стало финансирование силовиков и админорганов, и на прежнем уровне, с учетом инфляции, остается все, что называется "социалкой".
Те, кто вчера с пеной у рта обвинял все и вся в совковости, сегодня точно по-совковому строят полицейское государство. Между первым и вторым чтениями расходы на МВД выросли на 10 млрд грн, на Минобороны – на 15 млрд. Произошло это, скорее всего, за счет ликвидации "черной кассы СНБОУ" – консультативно-совещательного органа при президенте, который планировалось финансировать за почти 28 млрд.
Как это скажется на безопасности жизни, как повлияет на наше общее стремление к миру?
Ведь если бы нынешняя власть была действительно настроена на скорейшее прекращение войны на востоке, высвобожденные миллиарды могли бы пойти на повышение уровня жизни людей, а не на рост финансирования милитарных расходов. А они, кстати, станут рекордными за все годы независимости.
Власть рассказывает о приоритетах и обещает сделать Украину страной сильных общин. Но финансово ограничивает господдержку социально-экономического развития регионов.
Более того: одной из проблем госбюджета-2020 уже точно станут разбалансированность и дефицит местных бюджетов. Причина – в необеспеченности средствами дополнительной госдотации на переданные на места расходы по содержанию учреждений медицины и образования. В сравнении с 2019 годом эта дотация будет почти на 30% меньше. И значит, полная выплата зарплат техперсоналу и оплата коммунальных услуг точно под угрозой. Тяжелым бременем эта проблема снова ляжет на местные бюджеты, где и без того нечем латать "дыры".
Финансирование Пенсионного фонда составит рекордные 172,6 млрд. А учитывая, что недостающие средства вряд ли можно будет взять "из воздуха", правительство, скорее всего, "разбросает" эту сумму на всех работающих украинцев в виде новых налогов и сборов.
Ну, и ключевое – полное отсутствие индустриальной политики и создание из Украины сырьевой базы для "заграничных" партнеров. В бюджете так и не появилось прорывных идей по выводу реального сектора экономики из кризиса и формированию из него драйвера роста.
Чем без этого наполнять бюджет? Ответ "новые лица", видимо, нашли в известном мультфильме: "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет", – говорил кот Матроскин из "Простоквашино".
"Ненужными" моновласть выбрала украинскую землю и объекты средней и крупной приватизации – последние имеющиеся в Украине национальные активы.
Вспомнился классик: "…Как не впасть мне в отчаяние при виде всего, что совершается дома?!" Вопрос риторический и отвечать на него придется украинскому народу – уровнем и качеством жизни.
Источник: "ГОРДОН"