Кинематографисты Украины в долгу перед Валерием Лобановским. Игровые фильмы высокого профессионального уровня о героях спорта вошли в историю мирового кинематографа и имели серьезный бокс-офис (кассовые сборы). В их производстве активно принимали участие творцы топ-класса.
Что деется в мире?
Одну из лучших, на мой взгляд, психологических кинодрам "Проклятый Юнайтед" о парадоксальной судьбе английского футбольного тренера Брайана Клафа начинал снимать всемирно известный режиссер, лауреат "Оскара" и других известных премий Стивен Фрирз (фильмы "Опасные связи", "Кидалы", "Королева", "Шери" и пр.). Но завершил ленту другой "оскароносец" Том Хупер (картины "Отверженные", "Король говорит" и др.).
В чем я вижу потенциальную фору фильмов о героях спорта перед иными темами? Спорт, как никакая другая сфера жизни общества, не считая самой страшной – войны, дарит изначально (!) своим творцам огромный шанс – драматургический конфликт как основу сюжета. Во всех прочих случаях конфликт надо сочинять, а тут он уже обозначен: вышли на поле две команды, на ринг два боксера, и предстоит поединок – одни обречены на победу, другие – на поражение. Творцам остался лишь "пустячок" – грамотно и высокохудожественно развить некий подарок судьбы – драматургический конфликт.
Фильмы о спорте можно делать во благо обществу, а можно и во зло. Режиссер, заодно и актриса, фотохудожник с мировым именем Лени Рифеншталь сняла знаковый фильм "Олимпия" об Олимпийских играх 1936 года в Берлине, фильм, который до сих пор признается Международным олимпийским комитетом (МОК) лучшей картиной о спорте. Однако лента была сделана по заказу Гитлера и Геббельса, и до сих пор не утихают споры: чего в ней больше – прославления красоты спорта или идей нацизма.
В последние годы в РФ по личному указанию Путина как госзаказ сделаны игровые фильмы "Легенда №17", "Движение вверх", "Тренер", "Лед", "Лев Яшин. Вратарь моей мечты". Спору нет, эти фильмы режиссерски сняты классно, буквально по лекалам Голливуда. Оттого и кассовые сборы резко превышают затраты на само производство лент. Но важнее идейный посыл, а он прост как дерево: "Мы русские, мы круче всех!". Возможно, основная доля кассового успеха даже не в уровне режиссуры, а в том, что такой девиз по душе пресловутым 86% населения РФ. Видать, поэтому сей госзаказ, в частности, поспешил продюсировать известный шовинист Никита Михалков.
Что деется в Украине?
Для начала зададимся вопросом: представителя какого вида спорта выбрать героем будущего фильма? Наша страна богата чемпионами и рекордсменами мирового уровня. Те же гимнасты Шахлин и Астахова, легкоатлеты Борзов и Бубка, гандбольный тренер Турчин и другие. Но, как не без тонкой иронии подмечено на плакате в редакции одного известного СМИ нашей страны, "в Украине есть два вида спорта – футбол и… все остальные". Горько, но справедливо.
Отечественный футбол одарил нас признанными в мире именами. Далеко не каждая страна воспитала сразу трех обладателей "Золотого мяча" (трофей лучшего футболиста континента в сезоне): Олег Блохин, Игорь Беланов, Андрей Шевченко. Впереди Украины лишь Германия и Италия (по пять лауреатов приза), Англия и Франция (по четыре). Наравне с нами Нидерланды и Португалия. Вовсе не стыдно быть в такой компании.
И все же, думается, со мной согласятся очень многие, главной кандидатурой для фильма должен быть Валерий Васильевич Лобановский. Почему? Валерий Васильевич – победитель как спортсмен, как наставник, как новатор, как психолог. Бесспорно, подобных характеристик в нашей стране заслуживает не такое уж большое количество людей.
Игровое или неигровое кино о Лобановском?
За многие десятилетия: с начала 60-х годов ХХ столетия и по нынешнее время документалисты создали уже целую "Лобаниаду" – около полутора десятков лент, где Валерий Васильевич либо главный герой, либо один из героев. Сам грешен, снимал "Галактику "Динамо", "75 минут с Валерием Лобановским" и др. Вот и ответ на вопрос.
Фильм или сериал?
В чем перспективность качественного односерийного либо двухсерийного фильма? Умелые творцы способны выбрать самый малый период деятельности героя – неделю, даже один день. И через этот промежуток показать всю его жизнь. В этом, наверное, и проявляется искусство – в малом показать большое. Для других героев это, может, и верно. Но не в случае с Лобановским. Каждый период его жизни интересен, каждый насыщен драматургическими коллизиями, иногда забавными, но чаще – чуть ли не трагическими. И это касается не только футбола, но и других сфер жизни.
Спортивная биография ВВЛ огромна – она, по большому счету, включает в себя четыре эпохи:
- Лобановский – ребенок, подросток. Его семья, его окружение в юные годы. Лобан – футболист. Радости побед и горечи поражений. Лобановский и его непростые отношения с тренерами – Ошенковым, Соловьевым, Масловым;
- Лобановский – начинающий тренер и его совместный триумф в тандеме с Олегом Базилевичем в 1975 году. То "Динамо" – "Команда звезд";
- Лобановский – признанный в мире наставник и его триумфы с киевской командой в 1986 году и сборной СССР в 1988 году, "Динамо" – 86 – уже "Команда-звезда";
- возвращение Лобановского в Украину после работы за рубежом. Триумф "Динамо" в 1998–1999 годах. Последние дни.
Экран должен показать аудитории портрет не только героя, но и страны, даже двух стран – СССР и независимой Украины, чтобы чуткий зритель ощутил дух разных эпох. Хочется сделать не только серьезный байопик, но и показать "воздух" времени в родных герою Киеве и Украине. Один умный продюсер, выслушав подобные тезисы, с высоты своего опыта четко определил количество серий – 12. Доверимся профессионалу.
Вместо эпилога
Основным инвестором должна выступить родная держава. Это дело совести власть предержащих, да и всего нашего общества. А если присоединятся инвесторы, то им честь и хвала. Ведь есть еще опасность, что игровой фильм о Лобановском могут снять в РФ с подачи Кремля, чтобы "потроллить" нас: мол, украинцы не умеют ценить того, чем славна их история. Формально это не запретить – большую часть своих достижений Валерий Васильевич завоевал в советские времена, в частности, именно он был главным тренером сборной СССР на "звездном" для него Евро 1988. Лобановский – личность государственного масштаба.
Источник: "ГОРДОН"