Судя по вопросам коллег, многие расценивают предложение [заместителя главы Администрации президента РФ] Дмитрия Козака, высказанное им в письме "Нормандской четверке" (Н-4), о запрете ВСУ открывать ответный огонь без разрешения Киева как нечто новое. На самом деле, такая позиция уже закреплена в июльских мерах по усилению режима прекращения огня.
"Ответный огонь в случае наступательных действий" допускается только в том случае, если он открыт по приказу соответствующего руководства Вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО после безуспешной попытки использовать вышеупомянутый координационный механизм" – цитировала тогда в своем заявлении спецпредставитель председательствующего в ОБСЕ в Украине госпожа [Хайди] Грау. Другое дело, что на сегодня стороны по-разному понимают "координационный механизм". Поэтому он и не срабатывает. Так что соль предложений Козака не в этом. Хитрость Москвы в другом.
На сегодняшний день это обязательство заключено в рамках трехсторонней контактной группы (ТКГ), членами которой являются Украина, Россия и ОБСЕ. Это важно – соглашение в ТКГ – то есть с Россией. Но в тексте самого документа под названием "Меры по усилению режима прекращения огня" России нет. Там есть "руководство Вооруженных сил Украины и руководство вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
Для нас априори руководством вооруженных формирований ОРДЛО является Россия, поскольку она их финансирует, поставляет им вооружения и ими руководит. То есть, по сути, это соглашение является соглашением между Украиной и Россией, достигнутом при посредничестве ОБСЕ. Ну а с кем еще могло быть заключено соглашение в трехсторонней контактной группе, не с ОБСЕ же? ОРДЛО, напомню, членами ТКГ не являются, они лишь консультируют и согласовывают по четко обозначенной в минском комплексе мер тематике: местные выборы и особенности местного самоуправления в ОРДЛО. Тема безопасности – согласно Минским соглашениям – это не компетенция ОРДЛО.
Но такая ситуация не устраивает Россию, которая делает вид, что она посредник, а стороной конфликта являются "Донецк и Луганск". Практически все действия РФ, все семь лет минских и нормандских переговоров направлены на субъективизацию ОРДЛО. Не исключение и последнее письмо Козака внешнеполитическим советникам Н-4.
В нем он предлагает (цитирую из российского Интерфакса) "согласовать и закрепить подписями проект совместных итогов видеоконференции политсоветников от 18 марта", которым "…обязать Киев привести июльское заявление Министерства обороны Украины о прекращении огня в соответствие с согласованными в том же месяце мерами по соблюдению перемирия" без каких-либо изъятий и интерпретаций.
Эти обязательства среди прочего предполагали, что открывать ответный огонь возможно лишь по приказу руководства Вооруженных сил Украины или ополченцев после безуспешной попытки использовать имеющиеся механизмы по реагированию на нарушения режима прекращения огня.
А теперь смотрим: по задумке Москвы, та же договоренность, которая уже была достигнута в ТКГ, между членами трехсторонней контактной группы (среди которых нет ОРДЛО), теперь скрепляется подписями членов "Нормандской четверки". Причем с преамбулой: "Франция, Германия и Россия, используя свое влияние, приложат все усилия для того, чтобы режим прекращения огня был устойчивым и всеобъемлющим".
То есть Россия здесь уже выступает не как руководство вооруженных формирований ОРДЛО, а как один из посредников наряду с Германией и Францией. И эти три участника Н-4 обязывают одного – Киев – в случае обострения ситуации на фронте иметь постоянные контакты с неким пятым "субъектом" – ОРДЛО. Который до сих пор "Нормандской четверкой" отдельным субъектом не рассматривался. Но который де-факто таковым становится, если Н-4 под таким документом подпишется.
Чистой воды манипуляция и, я бы даже сказал, дешевое шулерство со стороны Москвы. Конечно, Украина, как уже заявил Андрей Ермак, не согласится на это.
Если Россия действительно хочет снижения эскалации на фронте, то пусть просто (не примите за троллинг) перестанет стрелять, как это было несколько месяцев сразу после заключения соглашения о мерах по прекращению огня. Тогда мы перестанем отвечать. И все! Никаких дополнительных документов подписывать не нужно. Все уже давно подписано. Вопрос только в желании России взять на себя ответственность за конфликт на Донбассе и, соответственно, его прекратить.
Самое печальное – это кровожадное лицемерие российской стороны. Ведь Москва прекрасно понимает, что если Киеву по каждому обстрелу придется вступать в прямой контакт с Донецком и Луганском, то эти обстрелы будут бесконечными, поскольку там очень хотят напрямую разговаривать с Украиной, изображать из себя сторону конфликта…
Источник: Сергей Гармаш / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора