Многие украинские эксперты считают, что в условиях войны и крайне напряженных отношений с Россией Украине вообще стоит забыть о существовании соседней страны, вне зависимости от того, что там происходит. Особенно громкими эти голоса становятся тогда, когда в России происходит что-то позитивное с точки зрения номинально либеральной украинской повестки – как, например, протесты против коррупции и конкретно премьер-министра Дмитрия Медведева в прошлое воскресенье. Мол, не стоит себя тешить иллюзиями, все они "за поребриком" одинаковые империалисты, а лидер протестов Алексей Навальный вообще говорит, что "Крым – не бутерброд".
Тешить иллюзиями себя действительно не стоит. Ведь любой президент России, как, впрочем, и президент Украины, Малайзии или Австралии, будет в первую очередь защищать интересы своей страны, а не какой-то другой. Поэтому ждать от потенциального президента Навального проукраинской политики не менее глупо, чем от президента Владимира Путина, не говоря уже о краеугольном камне в лице возвращения Крыма. Но еще глупее было бы просто махнуть на Россию рукой в надежде на то, что она в один момент просто исчезнет и перестанет влиять на жизнь в Украине.
Этого не произойдет сразу по многим причинам, но самая главная из них – Украина и Россия все равно остаются соседями. А когда государства соседствуют друг с другом, то их политические и экономические контакты неизбежны даже тогда, когда официальные Киев и Москва демонстративно не хотят их развивать. Поэтому спустя три года после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе Украине жизненно необходимо принять тот факт, что Россия ни завтра, ни послезавтра не развалится, а некролог для ее экономики был написан слишком рано. Более того, нет совершенно никаких признаков полагать, что Москва в ближайшие годы перестанет играть ключевую роль в международной политике.
В такой ситуации Украина просто не может забыть про Россию. Как раз наоборот: сейчас самое время, чтобы украинцы интересовались соседней страной больше, чем когда-либо. Ведь несмотря на то, что Украина и Россия долгое время были в одном культурном пространстве, в украинском обществе лишь очень размытое представление о том, что происходит в политической Москве и окрестностях. Более того, серьезных экспертов по России не хватает как в правительстве и конкретно в МИД, так и в украинской журналистике. Этот расклад сил играет далеко не в пользу Украины.
Но проблема не только в том, что в украинском обществе мало знают о России. Она более глобальна: большинство украинцев либо вообще не слышали, либо очень смутно знают о протестах в Беларуси, не говоря уже о политической жизни Польши. Иногда создается впечатление, что Украина живет в своем провинциальном информационном вакууме, из которого совершенно не хочет выходить. Это должно измениться, если Украина действительно желает преуспеть в современном глобализированном мире.
Вместе с желанием отгородиться от России понятен и смех части украинских либералов по поводу нынешней волны протеста и российской оппозиции в целом. В конце концов, украинцы говорят с высоты двух проведенных революций, а в России в воскресенье, по самым оптимистичным оценкам, на улицы вышло около 60 тысяч человек, – и ведь это самая массовая акция после зимы 2011/2012. Впрочем, украинским либералам (как и их коллегам в Беларуси) есть чему поучиться у Навального со всем его националистическим прошлым.
Речь не только о бесспорном организаторском таланте негласного лидера российской оппозиции. Сила Навального, в первую очередь, в умении отойти от маргинальных тем демократической тусовки, которые не позволяют ей выбраться за рамки собственной аудитории. На первый взгляд, тематика борьбы с коррупцией слабо отличается от ключевых требований Майдана, да и вообще довольно банальна, хоть и крайне актуальна. Однако Майдан не состоялся как общенациональное движение против коррупции во многом именно потому, что его движущие силы не были в силах отказаться от частично националистической повестки ради того, чтобы привлечь больше сторонников из восточных и южных областей.
Конечно, ситуацию Навального не сравнить с украинской. И все-таки его стратегия очевидна: бить в те точки, которые касаются всех, а не только своих сторонников. Это правильный подход, ведь когда у тебя нет большинства, тебе нужно убеждать в своей правоте тех людей, которые пока не до конца разделяют твои взгляды. Поэтому политика всегда была и будет искусством компромиссов ради достижения главной цели. Навальный это, судя по всему, понял, но далеко не факт, что в рамках российской системы он сможет это успешно использовать.
Источник: "ГОРДОН"