Сегодня (6 января. – "ГОРДОН") день рождения Валерия Васильевича Лобановского...
Было бы неправдой, если бы я сказал, что сразу понял, что жизнь свела меня с самым настоящим гением. В 20 лет принять это невозможно. Ты не можешь осознать, что рядом с тобой человек, который опередил свое время на много десятков лет. И, если честно, то я уже сейчас вижу, что ко многим, даже к тем, кто с ним работал, понимание гениальности именно этого человека не придет никогда, в силу разных причин и обстоятельств.
Есть люди, которые, как говорится, всегда на прямой связи с высшими силами. Встретить хотя бы одного такого человека на жизненном пути – это большая удача. Это когда просто есть понимание того, как все должно быть. Как все устроено. Мудрость, идущая изнутри. Такие люди не понимают своего величия. Прежде всего, потому что им на это величие глубоко наплевать. Им интересен лишь результат их работы, а не почести, получаемые по итогу. Они получают удовольствие от совершенно других вещей, понять их психологическое устройство безумно тяжело, практически невозможно.
Рядом с ними включаются те резервы, о которых ты и не мечтал. Рядом с ними ты прогрессируешь как личность и растешь как профессионал, из тебя достают такое, о чем ты даже не подозревал. Рядом с ними ты становишься лучше. При этом они не ждут от тебя благодарности – а только результата. Валерий Васильевич Лобановский был именно таким.
Я сейчас много общаюсь с людьми, знавшими его лично, работавшими под его началом. Слава Богу, судьба повела по такому пути, что у меня есть такая возможность. Да и задачи мои и цели на данный момент тесно связаны с тем, что я изучаю именно научную составляющую футбола, аналитическую его часть. И раз за разом я поражаюсь тому, как далеко зашел Лобановский в своем понимании футбола, тактики игры, управляемости процесса и его анализе. То, что он делал тогда, с продуктами советской системы, – это невероятно!
Это невероятно с точки зрения логики, математики, эмоционального интеллекта и законов развития событий. Он обогнал свое время минимум лет на 20. А нынешнее – и того больше!
У него не было таких мощных вычислительных машин, как сейчас, и, тем не менее, он знал, что за этим будущее. Разработки научной группы актуальны до сих пор, спустя почти 17 лет после его смерти.
К сожалению, после того, как Васильевич ушел, никому всерьез не приходило в голову, что стоит вкладывать деньги в научные исследования. Огромные деньги в украинском футболе тратились на никому не известных иностранных легионеров, на подкуп судей, на содержание огромного количества дармоедов от футбола. Тратились деньги на то, чтобы сохранить ту прогнившую систему, которую Валерий Васильевич всю свою жизнь пытался сломать. И никто не спонсировал научные разработки, в которые Лобановский верил, куда вкладывал душу. Все остановилось ровно на том месте, где было в 2000-м. Да и сейчас происходит то же самое, и для меня нет ничего удивительного в том, что уровень украинского футбола падает из года в год. Все начинается с основ. Если их нет, то и результат будет плачевный. С грамотами, кубками и памятными медалями далеко не уедешь. Мировой футбол уже далеко впереди.
Я вот иногда думаю – интересно, кем мы тогда были для Валерия Васильевича? Он никогда никого не нянчил, и в то же время сделал из нас вполне самодостаточных профессионалов. Мы же стали его последней звездной командой, "лебединой песней", так сказать. Понимал ли он тогда, что мы – последние его игроки? Кто знает...
Думали ли мы тогда, что работаем с гением? Честно? Нет. Чтобы понять это, понадобились долгие годы.
Интересно, понимали ли тогда братья Суркисы, с кем их свела судьба? Думаю, они тоже не сразу это осознали. Тем более, что, как говорят те, кто знал Васильевича очень близко, он долго не соглашался работать у Суркисов. Был обижен за то, что от управления клубом отстранили [первого президента "Динамо" Виктора] Безверхого, которого, по словам людей знающих, сам Васильевич с [экс-руководителем научно-исследовательского центра "Динамо" Анатолием] Зеленцовым в свое время выбрали для того, чтобы он руководил всеми процессами. В надежде на то, что таким образом они сумеют удержать клуб, и "Динамо" сможет прогрессировать и развиваться в нужном им направлении. Но страна рушилась, менялись законы и формы собственности, Безверхого подвинули по всем законам 90-х, Суркисы просто оказались более приспособлены к реалиям времени, наглее, умнее и удачливее. Васильевич даже не предполагал, что все так может повернуться.
Лобановский тогда уехал в Кувейт, возвращаться в клуб не видел смысла. Так что никто уже не узнает, что именно было в его душе, когда он спустя некоторое время все же дал согласие работать в "Динамо".
Понимают ли болельщики, что за кажущейся простотой побед стоял огромный, непрекращающийся труд? Что гений Лобановского был в том, что он ни на секунду не переставал работать и учиться, а не в том, что он изобрел какие-то особенные способы тренировок или отбирал особо талантливых футболистов?
У него не было каких-то рукописей, по крайней мере, мы их никогда у него не видели. Он требовал от нас универсальности, при этом был универсален – он был и психологом, и стратегом, и аналитиком в одном лице.
А еще я только сейчас понял, что он был гениальным управленцем, хотя не могу сказать, что его интересовала власть как таковая. На него хотели работать, причем не по принуждению, не за деньги, а потому, что верили и знали – он приведет к успеху. Лобановский не был святым, ни в коем случае, но он однозначно был на своем месте.
Но сегодня я просто вспоминаю добрым словом своего лучшего тренера, благодарю за то, что он был в моей жизни. Да, друзья, мне очень, очень, очень сильно повезло. Я видел живого гения...
Источник: Влад Ващук / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора