Позвольте немного религиоведческого о Хэллоуине. А потом даже немного богословского.
Каждый год вижу возмущения по поводу "сатанинского праздника". Каждый год невмоготу это видеть. Давайте разбираться.
Зимние карнавалы разных типов, одним из компонентов которых является шутливое переодевание в разную нечисть, – европейская (и не только, но нас сейчас интересует Европа) культурная универсалия. Причем далеко не только западноевропейская. Шутка про "Хэллоуин? Так вы еще нашей Маланки не видели!" – не шутка. На исконно православных землях Восточной Европы костюмчики пострашнее Хэллоуина будут – поищите македонские Вевчане или болгарские Кукери.
Можно сказать, что эти традиции имеют языческую основу, но они синкретизировались с христианской традицией и подстроились под соответствующую картину мира.
Основной посыл таких действ – продемонстрировать злым духам зимы, что ты их не боишься. Потому что шутка убивает страх. Если ты что-то высмеиваешь, пародируешь, то оно не страшное: будь это дух зимы, черт лысый или Путин Владимир Владимирович – хотя, извините, черта лысого я уже вспомнил.
У церкви на протяжении веков было разное отношение к таким традициям. Я, например, не люблю синкретизм в каких-либо формах, у меня и от словосочетания "яблочный Спас" глаз дергается. Поэтому я в таких событиях не участвую.
Но, как говорил один коррупционер, "не надо праздновать Хэллоуин, научите своих детей колядкам" – это нечто вроде русского "зачем нам английское слово сэндвич, когда есть простое русское слово бутерброд". Потому что среди традиционных персонажей вертепа Черт и Смерть тоже есть, да и до козы можно до...баться... Хорошо, не будем этого делать с козой.
А теперь претензия к другой стороне банкета. Рассказы про "празднуя Хэллоуин, вы заигрываете с нечистью" – все равно, что рассказы "размещая карикатуры на Путина, вы проявляете коллаборационизм и работаете на Россию". Происходит это от магического мышления: мол, зло настолько онтологически мощно, что любое упоминание его, даже в качестве высмеивания, каким-то магическим образом тебя оскверняет.
Вероятно, такое мнение может заслуживать право на жизнь в какой-либо политеистической, анимистической или дуалистической религии – но христианскому вероучению не соответствует. Как и магическое мировосприятие (в противоположность мировосприятию религиозному) в целом.
Нет, зло в христианстве не настолько онтологически мощное, чтобы "загрязнить" человека без сознательного ему служения волей или действием во вред другим. Нет, надев маску черта, вы не впускаете в свое сердце нечистого. Когда пинаете собаку – впускаете. Когда соседке дверь дерьмом мажете – впускаете. Или когда сознательно демона вызываете (нет, он не придет, но тем не менее). А когда тыкву на окно ставите и смеетесь над рассказами о призраках, как десятки поколений до вас – нет. Впустить зло очень просто, но это не так делается.
Поэтому не парьтесь сами и других не дергайте. Не все, что вызывает у вас страх, вызывает его обоснованно – и следует об этом помнить.
Источник: Tregubov's Purrple Chamber / Telegram