Правительство приняло двустороннее соглашение об установлении правил и условий инвестиционного фонда восстановления между Украиной и США. Следующий этап – подписание соглашения сторонами.
Что было для нас важно и чего мы смогли добиться?
Первое – фонд будет в общей собственности Украины и США. И решение о работе фонда будет приниматься обеими сторонами. То есть будет иметь принцип co-ownership и co-managment.
Второе – украинские недра и ресурсы остаются украинскими, они не передаются ни в собственность США, ни кому-либо другому. Мы заинтересованы в американских инвестициях в первую георазведку, добычу и переработку. Но это именно инвестиции в проекты, а не владение недрами. И это важно разделять.
Третье – мы смогли забрать все лимиты по суммам. На разных этапах появлялись разные суммы в этом документе. После долгих переговоров мы убрали все лимиты и что угодно, что могло бы читаться как долги.
Четвертое – в этот фонд будут направляться средства исключительно от новых инвестиций и новых проектов. То есть все, что сейчас поступает в бюджет от наших компаний, как "Нафтогаз", "Укргазвидобування" или других, будет оставаться в бюджете. В соглашении четко выписано: будущие источники поступлений не включают нынешние источники поступлений, уже входящие в состав общих доходов бюджета Украины.
Логика проста – заходят инвестиции, создается новый проект, он начинает приносить доходы бюджету, половина этих доходов идет в фонд. То есть фонд будет работать эффективно при условии инвестиций.
Пятое – стороны не смогут передавать свою долю третьей стороне без согласия.
Шестое – США будут вносить взносы в фонд в виде средств, финансовых инструментов и других активов, критически важных для восстановления Украины.
Седьмое – собранные фондом средства будут инвестироваться исключительно в проекты по развитию и переработке активов Украины.
Восьмое – в соглашении будут учтены наши обязательства в рамках евроинтеграционного процесса. То есть никаких противоречий с нашими евроинтеграционными обязательствами не будет возникать.
Девятое – мы смогли добиться того, что в тексте соглашения звучит фраза о гарантиях безопасности. В этом документе они конкретно не прописаны, ведь он является политическим сигналом, что две страны готовы переходить к непосредственной работе над соглашением по фонду.
Этот документ призван стать началом работы над целой архитектурой других соглашений, которые, надеемся, будут включать собственно вопрос четких гарантий безопасности, продолжения оборонной и другой поддержки Украины.
В нашем видении, фонд должен работать таким образом – средства от новых проектов поступают в бюджет в виде налогов, оттуда половина именно из этих новых проектов идет в фонд. Это могут быть проекты, касающиеся месторождений полезных ископаемых, углеводородов, нефти, природного газа и других добывающихся материалов и другой связанной с ними инфраструктуры.
Из фонда эти средства реинвестируются дальше в украинскую экономику – на проекты восстановления нашего государства. И через определенный период времени, когда фонд накопит достаточное количество доходов от своей деятельности, происходят выплаты членам фонда.
Это означает, что мы получим эффективный механизм привлечения инвестиций, а участие в фонде американской стороны сделает его более надежным и защищенным.
Собственно, все детали того, как будет работать фонд, с какого момента начинаются эти новые проекты, с какой именно инфраструктуры могут идти проценты, когда и в каком размере будут выплаты вкладчику фонда, – все они будут определены уже непосредственно в соглашении, работа над которым начнется после подписания этого документа.
Для нас очень важно строить крепкие отношения с США. Они – наш старый и надежный партнер. За время вторжения они предоставили около $30 млрд поддержки нашему бюджету. Это второй по объему донор нашего бюджета после ЕС. Поддерживали нас оборонными пакетами.
Мы ценим безгранично эту поддержку и надеемся, что она продолжится и дальше.
Источник: Юлія Свириденко / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора