"Отсутствие средств для оборотного капитала, для финансирования новых разработок, для инвестирования в новые проекты и площади и нужное для производителей оборудование – это та сверхважная проблема, которая перекрывает доступ кислорода всей оборонной отрасли. Влияние этого негативного фактора уже отразилось на работе компаний – он мешает развитию, а значит составляет угрозу для государства, которое фактически рискует потерять и производственные мощности внутри страны, и рабочие места, и миллиарды налоговых поступлений", – написал Копытин.
По его мнению, поскольку государство не может полностью законтрактовать всю продукцию, производимую украинскими предприятиями ВПК, а некоторые производители законтрактованы Минобороны на 10–20%, из-за дефицита оборотных средств компании фактически вынуждены заморозить все свои планы по развитию.
"Более того, предприятия, не получая регулярных поступлений, простаивают месяцами. Нет новых рабочих мест, нет новых моделей, нет модернизации оборудования, нет новых поставщиков деталей комплектации. Ведь отсутствует устойчивый финансовый поток, который позволил бы рассчитаться со всеми и планировать будущие расходы", – отмечает народный депутат.
Он акцентирует внимание на том, что укрепить оборонную отрасль, добавив инвестиции и финансирование, способно открытие частичного экспорта вооружений.
"Конечно, процедуру и позиции такого экспорта должно утвердить правительство с учетом рекомендаций военных экспертов. Ведь именно компетентные военные специалисты должны сделать выводы об излишке продукции – в чем именно в ближайшие месяцы не будет нуждаться фронт. Конечно, когда речь идет об экспорте, следует прежде всего думать о силах обороны и их полноценном обеспечении", – заявил Копытин.
Он добавил, что имеет в виду частичный экспорт, то есть не все позиции, производимые украинскими предприятиями ВПК, должны быть в перечне разрешения на экспортные поставки. По его мнению, можно внедрить пропорциональный экспорт: в таком случае государство будет разрешать компаниям ВПК экспортировать, например, не более 40–60% от объема продукции, производимой по контрактам для сил обороны.
"Главная сложность сейчас – отсутствие системности и прозрачности. Ведь если государство выберет индивидуальный подход, когда каждая заявка на экспорт будет преодолевать бюрократические процедуры согласования, это будет создавать поле для злоупотреблений. И это без учета того, что за сотнями бумаг, которые будет требовать от производителя государство для одобрения заявки на экспорт, компания может просто потеряться", – заявил Копытин.
Нардеп подчеркнул, что также обсуждали вариант экспорта вооружений, связанный с пошлиной 20% на экспорт продукции оборонного значения, средства от которого будут направляться в спецфонд для нужд сил обороны.
"Такой вариант возможен только при согласовании государством перечня продукции, которую следует экспортировать. Кроме того, дополнительные налоги могут делать продукцию неконкурентной за рубежом", – говорится в колонке.
Копытин подчеркнул, что для эффективной работы предприятия ВПК в Украине должны четко понимать правила игры и видеть прозрачные и понятные механизмы, которые помогут им профинансировать разработки и обеспечить масштабирование. Для государства, пишет он, развитие оборонной отрасли – это гарантированные стойкие производства и продукция, которая после войны будет потенциально приносить стране более $5 млрд экспортной выручки в год.