Украина, в частности, апеллирует к UNCLOS – Конвенции ООН по морскому праву.
"Трибунал должен обязать Россию демонтировать и убрать так называемый "Керченский мост". Демонтаж моста является единственным способом восстановить проход для судов всех стран, использовавших пролив в прошлом, и судов, которые будут использовать пролив в будущем. Россия незаконно построила этот мост, и теперь она должна убрать его, чтобы обеспечить проход через Керченский пролив в соответствии с международным правом. Россия должна сделать это в соответствии с другими обязательствами UNCLOS о защите морской среды и подводного культурного наследия", – сказала Золотарева.
Она напомнила суду в Гааге о предыдущих нарушениях Россией Конвенции ООН по морскому праву, в частности преследовании судов, следующих в украинские порты, пренебрежении обязательствами по охране подводной окружающей среды и неуважении к подводному культурному наследию.
"UNCLOS требует уважать статус международных вод. Требует не препятствовать проходу через Керченский пролив. Требует, чтобы суда под любым флагом свободно передвигались по Азовскому морю, без остановок и преследований со стороны России. Требует, чтобы морская среда – азовские анчоусы, дельфины и чувствительная экосистема Черноморского бассейна – оставались защищенными. Чтобы подводное культурное наследие на дне моря, которое принадлежит всему человечеству, осталось сохраненным", – заявила представительница Украины.
По ее словам, "российский мост используется во многих мерзких целях, одна из них – физически превратить Азовское море в то, чем его хочет видеть Россия: закрытое российское озеро".
"Вот почему Россия так пытается доказывать этому трибуналу законность ее моста. На самом деле, когда в 2014 году Россия впервые решила построить этот мост, когда в 2017 году Россия завершила его строительство, она нарушила Конвенцию ООН по морскому праву, ведь возвела самый низкий в мире мост, который пересекает международный пролив", – подчеркнула Золотарева.
От имени Украины она также попросила продолжить работу трибунала "в течение 24 месяцев после вынесения окончательного решения с целью предоставления ответов на запросы о толковании и исполнении его решения".