Осужденный в России украинский режиссер Олег Сенцов сообщил, что его этапируют в колонию города Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе. Об этом Сенцов написал в письме, адресованном российским правозащитникам Николаю и Татьяне Щур, которое обнародовано на сайте оппозиционного движения "Открытая Россия".
"Направляюсь из Якутии на Ямал через Сибирь и Урал. Название места – Лабытнанги, это где-то рядом с Харпом, "Полярной совой" (исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных. – "ГОРДОН") и полярными медведями. Гарантируют полярную ночь и северное сияние", – написал Сенцов.
Он сообщил, что за время этапа побывал в нескольких "считающихся страшными" тюрьмах Иркутска, Омска, сейчас украинец находится в Кирове.
"Кочек не собрал, ничего унижающего достоинство или физического воздействия не было замечено. Режим, но на "будьте любезны". Времена меняются или умело притворяются? Надеюсь, что все же первое", – подчеркнул Сенцов.
В мае 2014 года в Симферополе были арестованы четверо местных проукраинских активистов: Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний, Александр Кольченко и Сенцов. В августе 2015 года российский суд признал их виновными в подготовке терактов в Крыму и поджоге офисов двух партий в Симферополе.
Афанасьев и Чирний согласились сотрудничать со следствием и получили по семь лет тюрьмы. Сенцов был приговорен к 20 годам лишения свободы, Кольченко – к 10 годам.
14 июня 2016 года Афанасьева и еще одного украинца, Юрия Солошенко, обменяли на двух граждан Украины, подозреваемых в сепаратизме и государственной измене.
В феврале 2016 года Сенцова этапировали из СИЗО Ростова-на-Дону. В марте он прибыл в исправительную колонию строгого режима в Якутске. В сентябре 2017-го его перевели в Иркутск, затем – в Челябинск.
В конце сентября адвокат Сенцова Дмитрий Динзе заявил, что не знает его местонахождения.
30 сентября "Открытая Россия" опубликовала письмо Сенцова, в котором он сообщил о возможном этапировании в колонию в поселке Харп. "Ничего хорошего от этой командировки не жду. Тем более, проехав иркутский и омский централы, имею себе некоторое представление о том, как бывает плохо и не только по рассказам. Физически меня, конечно, никто не трогает, но ты прекрасно понимаешь, что эта система может извращенно наказывать и издеваться, не применяя грубую силу", – написал режиссер.