"20 дней в Мариуполе". Истории героев оскароносного фильма – в музее "Голоса Мирных" Фонда Рината Ахметова

"20 дней в Мариуполе". Истории героев оскароносного фильма – в музее "Голоса Мирных" Фонда Рината Ахметова Малолетка: Мы были единственной командой международных журналистов в целом в городе, работавшей на тот момент
Фото: Evgeniy Maloletka / Facebook

Украинский фотокорреспондент и военный Евгений Малолетка, выполняя задания для агентства Associated Press, провел 20 дней в блокадном Мариуполе. Его глазами мир увидел Мариуполь в войне: погибших детей, последствия авиаудара по роддому, героизм врачей, страдание мирных. Свою историю он рассказал музею "Голоса мирных" Фонда Рината Ахметова.

Малолетка вместе с журналистом и видеографом Associated Press Мстиславом Черновым попал в Мариуполь 24 февраля 2022 года, за час до начала полномасштабной войны страны-агрессора РФ против Украины.

По словам фотокора, еще до начала полномасштабной войны были предположения, что Мариуполь станет одной из точек, которую россияне захотят захватить, потому что это стратегический город, он достаточно большой, и это дорога в Крым.

"Мы всегда знали, что россияне хотят сухопутный коридор в Крым, поэтому с самого начала с другом прорабатывалась идея: да, если мы будем освещать войну, если она действительно будет, как бы, гадали на пальцах, смотрели на карту и выбирали. Говорит: "Вот Мариуполь – это будет точка", – объяснил он.

Малолетка отметил, что на момент начала полномасштабной войны город Мариуполь был полон людей и оказался заблокированным.

"У людей не было воды, у людей не было там питания нормального. И все это под постоянными обстрелами. Такого массированного применения артиллерии мы не встречали раньше. Вот я точно никогда не встречал, чтобы столь сильно применялась артиллерия, реактивная артиллерия, авиаудары. Такое чувство было, что, если ты не можешь подобраться к городу, нужно его сжечь. Такая абсолютно средневековая стратегия – забрасывать город снарядами, забрасывать его всяким, чтобы он горел, затем разбить пожарную часть, чтобы не было возможности потушить пожары, чтобы вызвать панику у людей, страх и непонимание, что вообще происходит", – поделился воспоминаниями фотокор.

Он объяснил, что получил разрешение снимать в больнице, куда с первых дней обстрелов начали везти раненых.

"Привозили людей, детей с ранениями преимущественно ног, головы, туловища. Разнообразные ранения, очень кровавые, и маленькие, и большие – до трехсотграммовых обломков. Операционная работала в последние дни практически нон-стоп, без всякого сна. Врачи работали действительно в каком-то режиме военного времени. Когда даже маленькое ранение приводило к тому, что людям ампутировали конечности, потому что не было необходимого количества лекарств, санитарных условий. Не было даже палаты интенсивной терапии. Там были выбиты все окна, было холодно, потому все это было в очень экстремальных условиях", – рассказал Малолетка.

Он добавил, что в больнице также складывали тела умерших людей, и в определенный момент стало не хватать места для этого. Среди погибших, как отметил Малолетка, были дети, 

"Это все просто ужасные картины. Кроме того что люди лежали под подъездами, были  убиты в квартирах, люди совершали суицид. Очень многие выбрасывались из окон, вешались", – сказал фотокор.

Он заявил, что иногда прекращал снимать и помогал, в том числе, в больнице. Фотокор поделился воспоминаниями о том, как оказался в непосредственной близости от мощного авиаудара.

Фото: civilvoicesmuseum.org

"Город был весь в дыму, дымилась "Азовсталь", дымился завод Ильича, все в каких-то очагах смога, в очагах взрывов. И там мы увидели… Не увидели – услышали звук самолета, и потом после него серия громких взрывов, будто такая очень сильная звуковая волна, яркий оранжевый шар, посыпались все стекла. Ну, такой мощный... как взрыв. Вот как это понять физически? Как будто давление воздуха изменилось и звуковая волна начинает тебя словно сносить частично. После этого мы поняли, что это был авиаудар. Попросились вверх к одной из жительниц, увидели, где это место, куда попал снаряд, и потом подъехали к месту", – рассказал Малолетка.

Он объяснил, что это был роддом. Удар пришелся на территорию, где находился и родильный дом, и детское отделение, и началась эвакуация беременных.

Фото: civilvoicesmuseum.org

"Один снимок – Марьяна, которая родила на следующий день, и девушка Ирина, которая, к сожалению, не выжила, и ребенок ее тоже. У нее был огромный порез от живота до бедра, я не помню, сантиметров 50. К сожалению, врачи-хирурги делали все возможное, но спасти и маму и ребенка не удалось", – рассказал фотограф.

Фото: civilvoicesmuseum.org

Малолетка отметил, что сложно было находить связь для передачи фото и видео, а для местного населения вещали пропагандистские источники террористов так называемой "ДНР".

Свой автомобиль Малолетка и его коллеги потеряли, и их согласилась вывезти одна семья.

"Вероятно, если бы мы попали в руки спецслужб российских, то ничем хорошим для нас это точно не обернулось бы, потому что наши имена были известны. Мы не прятались ни под какими псевдонимами, мы писали свои реальные имена, что доказывает то, что мы реальные люди. Мы были единственной командой международных журналистов в целом в городе, работавшей на тот момент", – сказал фотокор.

Контекст

Историю пребывания в блокадном Мариуполе Чернов рассказал в ленте "20 дней в Мариуполе". В ленту включили кадры российских обстрелов и бомбардировки роддома. В украинском прокате фильм стал самым кассовым среди документального кино. Фильм получил престижную премию "Оскар" в номинации "Лучший документальный фильм".

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать