Глава Херсонской ОВА Александр Прокудин заявил в августе, что "заповедника больше нет". "Россияне его уничтожают. Последнее, что я слышал, – они вывозят животных в Крым и в Россию. То есть можно сказать, что заповедника больше нет. Ограбили они его капитально", – отметил Прокудин.
В то же время Шаповал говорит, что пока рано говорить о полном разрушении заповедника.
"Это процесс, который происходит, но не свершившийся факт... Факты значительных убытков, нанесенных вооруженной агрессией России и оккупацией, имеют место. Факт уничтожения заповедника – нет", – рассказал Шаповал.
По его данным, оккупанты вывезли в РФ и на временно оккупированную территорию Крыма 20 животных. Часть из них погибла из-за недосмотра, отсутствия квалифицированного научного сопровождения и ветеринарного обслуживания.
В комментарии для "УП. Життя" Шаповал подробнее рассказал о вреде, который заповеднику нанесли российские оккупанты.
За период оккупации биосферного заповедника на его территории произошло 69 пожаров, в результате которых выгорело 7109 га территории.
Кроме того, вред флоре и фауне "Аскании-Нова" наносит халатность оккупационных властей. В ноябре 2023 года животных несвоевременно перегнали в зимние помещения, кафрские буйволы в мороз оставались в открытой степи. Погибли семь особей.
Во втором квартале 2023 года в Большом Чапельском поде (абсолютной заповедной низине) "Аскании-Нова" погибли до 150 взрослых антилоп. Их разложившиеся тела и скелеты обнаружили после пожара в конце мая 2023 года.
Кроме того, регулярные полеты российской авиации над территорией заповедника вызывают стресс и травмируют животных, в некоторых случаях звери из-за этого погибли.
Этот ущерб фиксирует специальная комиссия при Херсонской ОВА, а также Государственная экологическая инспекция Украины. Правоохранители в ответ на обращение администрации заповедника открыли по этим фактам четыре уголовных производства
Шаповал подчеркнул, что часть территории заповедника до сих пор остается недоступной для обследования и выявления реальных последствий российской оккупации. В частности, неизвестны масштабы вырубки и повреждения оккупантами древесных насаждений в новой части дендрологического парка.