Одна семья с трехлетним малышом жила в Энергодаре, работали на ЗАЭС, но отказались сотрудничать с оккупационными властями. Им пришлось пережить обыски, угрозы, устрашение, принуждение, физическое насилие, задержание, допросы.
Другой случай – мама с восьмилетним сыном прятались у дедушки и бабушки. Ребенок обучался онлайн в украинской школе, но однажды в дом с обыском пришли россияне.
"К счастью, в комнату, где школьник занимался и у него были разложены книги на украинском языке, россияне не зашли. Сейчас ребенок в Украине и сможет получать образование на родном языке, не скрываясь", – рассказал омбудсмен.
В третьей семье девятилетний мальчик из Донецкой области вынужден был учиться на русском. Однако по собственному желанию онлайн учился в украинской школе. Маме школьника принудительно предлагали отправить ребенка "на отдых" в Татарстан. Однако женщина постоянно писала отказы, ведь знала о случаях, когда дети не возвращались из таких "отпусков".
Все три семьи сейчас находятся на подконтрольной Украине территории. С семьями уже пообщались правоохранительные органы для того, чтобы установить, какие преступления совершали оккупанты. Также всем возвращенным предложили бесплатную психологическую и медицинскую помощь.