Украине удалось удержать Покровск Донецкой области, но на некоторых других участках фронта РФ прорывает украинскую оборону: в Купянске Харьковской области российские военные разделили украинские подразделения у реки Оскол, в Донецкой области в Часовом Яру оккупанты пересекли канал Северский Донец – Донбасс, заняли высоты в районе Угледара, а в Курской области РФ россияне отбили половину территорий, которые Украина заняла в начале операции, говорится в материале.
Подразделения украинских войск издание называет "недоукомплектованными и перегруженными", а также "истощенными значительными потерями", даже несмотря на обновленный закон о мобилизации, который в Украине вступил в силу в мае. Издание пишет, что политическая чувствительность и предостережения по поводу демографического кризиса препятствуют снижению мобилизационного возраста, к которому призывают западные партнеры.
В своем недавнем эссе Джек Уотлинг из лондонского аналитического центра Royal United Services Institute выделил несколько причин ослабления позиций Украины. Одна из них – нехватка средств противовоздушной обороны, позволяющая российским разведывательным дронам устанавливать "непрерывное и плотное наблюдение". Так россияне могут бить баллистическими ракетами и дронами по украинской артиллерии в тылу, а также наносить бомбовые удары по подразделениям на фронте. Это позволяет россиянам "медленно, но стабильно продвигаться малыми группами", в том числе используя мотоциклы, которые менее заметны, чем танки.
По словам замминистра обороны Украины Ивана Гаврилюка, у ВСУ ограниченные запасы снарядов. Сейчас у России вдвое больше артиллерийских боеприпасов, танков и бронетехники. Чем меньше огневой мощи и брони, тем большая зависимость от пехоты и большие потери, сказал чиновник.
Впрочем, Россия также сталкивается с серьезными проблемами, в том числе экономическими, отмечает издание. В следующем году Москва потратит треть своего национального бюджета на оборону. Инфляция, вероятно, вдвое превысит официальный годовой показатель. Европейский разведчик рассказал The Economist, что в 2025 году обычные российские семьи "впервые начнут испытывать экономические трудности". По его словам, признаки усталости от войны уже есть среди тех, кто напрямую связан с ней, речь идет о матерях и родственниках российских военных.
На поле боя Россия продолжает применять примитивные тактики, которые приводят к большим потерям, и решение привлечь тысячи бойцов из КНДР, которых, вероятно, направляют на фронт в Курскую область, свидетельствует о том, что российские подразделения также находятся под давлением, отмечает The Economist. По словам анонимного европейского чиновника, российские Генштаб и министерство обороны оказывали "сильное давление" на Кремль с требованием мобилизовать больше людей.
Издание пишет, что риск, что российские войска пойдут на Днепр или Одессу, "небольшой", что Россия не может воевать вечно, однако американские, европейские и украинские чиновники обеспокоены тем, что по нынешним тенденциям "момент, когда Украина сломится, может наступить раньше".
По мнению Уотлинга, Москва надеется, что "сможет достичь своих целей на Донбассе в следующем году", а также навязать украинским военным "такой уровень потерь, с которым они не смогут предотвратить дальнейшее продвижение". Это, по его мнению, может дать оккупантам рычаги влияния на дальнейшие переговоры.
The Economist пишет, что пессимистическое настроение заметно и в смене риторики США. Хотя, например, министр обороны США Ллойд Остин публично до сих пор говорит о победе Украины, на практике риторика начала 2023 года о "формировании украинских сил, которые могли бы вернуть территорию или принудить Россию к переговорам через хорошо спланированный удар", изменилась на "предотвращение поражения" (издание тут ссылается на чиновников Пентагона, вовлеченных в планирование). По словам источника СМИ, западные чиновники сейчас все больше думают, "как Украина может выжить". Высокопоставленный чиновник Госдепартамента США по вопросам Европы Джим О'Брайен на конференции в Риге 19 октября заявил, что следующие несколько месяцев определят характер войны в Украине на несколько лет.