Речь идет о слезоточивых газах, так называемых CS и CN, которые обычно используются для борьбы с массовыми беспорядками и для наведения общественного порядка, отметил полковник. Их использование при ведении боевых действий является нарушением международного права, права ведения войны, что отражено в положениях Конвенции о применении химического оружия.
"Они не являются химическим оружием, они являются отдельным видом поражения, а именно – средствами борьбы с беспорядками. По нашему мнению и согласно проведенному нами анализу, российские подразделения используют их на тех направлениях, где россияне сосредотачивают больше всего своих усилий, и скрывают применение таких средств плотным артиллерийским, ракетно-бомбовым и другим огневым воздействием, исключая возможность их выявления на поле боя и отбор проб для дальнейшего расследования и привлечения РФ к ответственности за нарушение международного права", – сказал полковник.
По его словам, всего за прошлый месяц было зафиксировано около 170 таких применений. Сейчас использование Россией слезоточивых гранат типа К-51 и РГ-ВО уменьшается из-за похолодания, которое приводит к снижению эффективности и стойкости дыма от взрыва.
На вопрос СМИ, сколько украинских военных пострадало от этих веществ, Власюк сообщил, что с начала полномасштабного вторжения РФ в медицинские учреждения направили более 2 тыс. военнослужащих с разными степенями отравления неизвестными или известными химическими веществами. Также он рассказал о трех летальных случаях в результате острого отравления неизвестным химическим веществом, подтвержденных врачебным заключением.
Сейчас Россия воздерживается от применения ядовитых химических веществ летального действия, чтобы "не создавать самой себе дополнительных проблем с развенчанием применения еще и химического оружия", ведь эти вещества известны, их просто идентифицировать и доказать их использование, сказал полковник. При этом не исключается возможность, что агрессор модифицирует средства борьбы с беспорядками, добавив к ним более опасные вещества, чем имеющиеся штатные.
"Мощности для производства газовых гранат слезоточивого действия типа РГ-ВО Россия развернула чуть больше года назад. Для понимания происходящего: каждые 15 минут РФ производит около 15–20 новых гранат РГ-ВО при имеющихся у нее сейчас мощностях", – подытожил Власюк.