Он отметил, что оккупанты разрушили или захватили почти все украинские ТЭС. Всю государственную генерацию ПАО "Центрэнерго" захватили (Углегорская ТЭС) или разрушили (Змиевская и Трипольская ТЭС). 80% частной генерации ДТЭК разрушены ракетными обстрелами. Как следствие, украинские шахты потеряли потребителя своей продукции.
"Ведь добытый ими уголь просто негде сжигать. О значительном сокращении доступных и работающих блоков ТЭС после атак свидетельствуют и рекордные, как для сегодняшнего периода года, объемы угля на складах. По информации, опубликованной экс-министром энергетики Ольгой Буславец, по состоянию на конец апреля 2024 года на складах украинских ТЭС и ТЭЦ было более 1,6 млн тонн угля", – написал Трохимец.
Он также напомнил слова советника премьер-министра Украины Юрия Бойко, который прогнозирует, что следующей зимой энергосистему ожидает нехватка генерирующих мощностей, на которых газ и уголь можно сжечь, чтобы получить электроэнергию и тепло.
"Сегодня шахты работают в обычном режиме, отгружая уголь на склады. Обычно значительное его количество сжигается летом, когда атомные блоки выходят в ремонт, и работу энергосистемы поддерживают ТЭС. Однако этим летом ряд тепловых мощностей не будет работать, и значительная часть угля, который накапливается на складах, не будет сожжена на неработающих электростанциях. И соответственно, не будет оплачена [часть угля] шахтерам. Это создает проблемы для шахт. И они не имеют простого решения. Сегодня правительству нужно найти решение, не только как обеспечить производство энергии, но и как не допустить закрытие шахт из-за недостаточного спроса на уголь", – рассказывал Бойко.
По данным Трохимца, на сегодняшний день вместимость складов для хранения угля практически исчерпали, а его накопление и хранение в других местах проблему не решит, ведь уголь также имеет свой срок годности – до полугода. О критичности проблемы рассказали и на государственных шахтах. В профсоюзе работников угольной промышленности заявили, что если власти не помогут урегулировать кризис на "Львіввугіллі", который возник из-за уничтожения единственного потребителя – Трипольской ТЭС, предприятие может остановиться.
Трохимец отметил, что на частных шахтах проблема с переполнением складов хоть и стоит так же остро, но пока там решают ее "на грани". Уточняют, что там балансируют между желанием сохранить работу шахт и фактическим приближением к точке, когда накопление угля станет физически невозможно.
"В "ДТЭК Энерго" заверили, что делают все возможное, чтобы поддержать устойчивость украинской угледобычи и сохранить прошлогодние объемы добычи угля, несмотря на последствия последних массированных атак. Сейчас в основном уголь накапливается на складах угольных предприятий, немного идет на сожжение на ТЭС. Если атаки продолжатся и этот уголь негде будет сжигать, компания столкнется с новыми вызовами", – предупредил Трохимец.