Независимо от олигархов, Запад будет помогать Украине проводить экономические реформы, сообщил в интервью "ГОРДОН" политолог Виктор Небоженко.
"Мы сможем говорить, что Запад, несмотря на личные предпочтения, действительно помогает президенту Украины бороться с олигархической фрондой в тяжелое время. Независимо от Коломойского или Фирташа, Запад помогает украинскому государству навести порядок в экономике, потому что все прекрасно понимают, что без наведения порядка в олигархической собственности невозможны реформы.
Дело не в морали, не в желании Порошенко и не в желании Запада. Просто принцип объединения власти и собственности, а еще, к тому же, публичных политиков и СМИ, в руках тех или иных олигархов принципиально не дает возможности принимать решения, касающиеся всей страны. Так нельзя сделать реформы. Человек не может быть сам себе хирургом, он может что-то почитать, попить травку, но кто-то профессионально должен принимать решения. Власть должна быть отделена от собственности, касаться всей страны и принимать решения на большой промежуток времени. При олигархической форме правления это невозможно. Запад это понимает", – сказал политолог.
Конфликт между Порошенко и Коломойским мог выглядеть иначе – как начало великой национализации украинской экономики
В конфликте президента Украины Петра Порошенко и экс-председателя Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского еще не поставлена точка, считает Небоженко.
"Внешне мы видим борьбу государственных органов с Коломойским – зарвавшимся высокомерным выскочкой из олигархического клана. Но на самом деле президент своего выбора еще не сделал. А у него есть два варианта: либо он действует как олигарх и становится на сторону какой-либо группировки, либо он действует как президент. Тогда этот конфликт между Порошенко и Коломойским выглядел бы иначе – как начало великой национализации украинской экономики. То, что не смог сделать великий Путин, который говорил о национализации элит, сделал бы великий Порошенко при помощи народа. Но на самом деле, к сожалению, это только первый тайм", – заявил он.
По его мнению, публичность конфликта говорит об искусственном характере всей "спецоперации".
"Конфликт по отчуждению собственности, которая реально принадлежала Коломойскому: речь идет об "Укртранснафте" и "Укртрансгазе" – стал политическим и публичным. К нему подключены ведущие журналисты, что, в общем-то, вызывает у профессиональных политтехнологов, политологов, социологов очень много вопросов, потому что это говорит об искусственном характере этой "спецоперации", а не о естественно начавшемся процессе. На самом деле все решится 30 апреля, когда австрийский суд примет решение об экстрадиции Фирташа из Австрии в Америку, когда он может повторить судьбу Лазаренко. Тогда счет будет 1:1", – сообщил политолог.
У нас есть плохая традиция – каждая новая власть перераспределяет власть и собственность
По мнению Небоженко, пока нельзя сказать с чем именно мы имеем дело – с борьбой олигархических кланов или с началом национализации экономической собственности.
"На самом деле либо президент Порошенко, и не только он, принимает роль государства, и тогда вслед за Коломойским по специальным правилам, по специальному экономическому трибуналу происходит отчуждение всей захваченной собственности и у других олигархов. Либо президент Порошенко использует свою власть для того, чтобы перераспределить собственность, как это было всегда, начиная со времен Лазаренко.
Никто не вспоминает, что у нас есть плохая традиция – каждая новая власть перераспределяет власть и собственность. Все это началось с того, что сегодняшние крупнейшие олигархи сделали во многом свою собственность на том, что при помощи тогдашней Верховной Рады, исполнительной власти, судов и президентской власти разорвали наследство беглого олигарха Лазаренко. После этого, в общем-то, этот процесс происходит регулярно, поэтому сейчас нельзя сказать, что мы имеем – борьбу олигархических кланов с использованием власти или начало национализации экономической собственности. Сам президент Порошенко не решил, кем ему быть – бизнесменом или президентом", – заявил эксперт.
Сепаратистскую карту Коломойский уже использовал, в самом начале выступив на стороне центральной власти
Кто бы ни был назначен главой Днепропетровской области, считает Небоженко, он все равно будет обязан защищать центральную власть.
"Сепаратистскую карту Коломойский уже использовал, в самом начале выступив на стороне центральной власти Украины и мобилизовав бизнес и общественность Днепропетровской и Одесской областей (события мая в Одессе), Николаева, Запорожья. Он год назад стал на сторону не сепаратизма, а на сторону Украины, и он уже чуть-чуть не олигарх, поэтому он не может прямо сейчас перевернуться на наших глазах и сказать: "А вот теперь я отделяюсь". Все разговоры об отделении Днепропетровска невозможны из-за того, что чисто в геополитическом плане именно Днепропетровск и стал прифронтовой зоной, остановившей движение сепаратистов. Поэтому кто бы ни был в Днепропетровске, он обязан защищать центральную власть в Украине", – сообщил он.
По мнению политолога, Днепропетровск стал украинским Сталинградом, который остановил распространение сепаратизма, идущего со стороны России.
"Сепаратизм может себе позволить только тот, кто находится либо в зоне сепаратистского движения, либо далеко на окраине страны. И если завтра мы услышим от депутата какой-нибудь Закарпатской области, что он обижен, он отделяется, то мы сможем сказать, что это потенциальный сепаратист, и он будет подавлен. Днепропетровская область, выполнив роль барьера в наступлении Путина и сепаратистских сил, принципиально не может быть новым очагом сепаратизма. Дело не в Коломойском. Если завтра Коломойский проиграет войну с олигархическими группами или с государством, в любом случае в Днепропетровске всплывает идея, что только не война, только не отделение. Они никогда не любили Киев, да и Донецк, но после того, что произошло, они никогда не позволят себе даже говорить о сепаратизме.
Днепропетровск – это наш Сталинград, хочет этого Днепропетровск или нет
Сепаратизм – это часть политтехнологической игры, которая сейчас идет в борьбе за собственность. Не больше! Эта игра принципиально не может развиться. Днепропетровск – это наш Сталинград, хочет этого Днепропетровск или нет. Это наша преграда идущей волне со стороны России. Коломойский оказался там. Если завтра все семейство Коломойского вместе с его замами, депутатами уедут за границу, плюнут на все это, то все равно новые лидеры Днепропетровска будут привержены единству Украины", – подытожил Небоженко.