Заявление вице-президента США Джозефа Байдена о недостаточном темпе экономических и политических реформ в Украине важно прежде всего потому, что прозвучало публично, а не по закрытым дипломатическим каналам. Это сигнал не просто всей Украине, но отдельным политическим силам, которые сознательно тормозят реформы, заявил "ГОРДОН" политический аналитик и бывший народный депутат Тарас Чорновил.
"Я полностью исключаю, что якобы так США угрожают Украине снять санкции против России. Конечно же, неприятно, что заявление Байдена прозвучало публично, в рамках Генассамблеи ООН, а не во время внутренних переговоров. Обратите внимание, в отличие от Обамы, который достаточно прохладно относится к Украине, Байден выстроил очень хорошую систему отношений с украинской властью, в частности, с президентом Порошенко. Именно с Байденом, а не с Обамой, Порошенко регулярно созванивается, консультируется и договаривается об общем плане действий. То есть Байден мог озвучить это Порошенко с глазу на глаз, но выбрал публичную плоскость. Зачем? Тут у меня две версии", – объяснил Чорновил.
Политолог не исключает, что речь Байдена прежде всего была сигналом не президенту Украины Петру Порошенко, а Верховной Раде, точнее, фракции Юлии Тимошенко "Батьківщина" и фракции мэра Львова Андрея Садового "Самопоміч".
"Версия первая. Заявление Байдена – это сигнал не Порошенко, а Верховной Раде, точнее, политическим силам, которые сейчас максимально включились на торможение реформ. Может, это конспирология, но она имеет право на жизнь. Представьте ситуацию: Байден говорит Порошенко, что у вас реформы буксуют. В ответ Порошенко объясняет: мол, в торможение изменений включились люди, которые часто ездят к вам в США и позиционируют себя великими реформаторами. И называет, к примеру, "Батьківщину" и "Самопоміч". О партии Ляшко вряд ли речь шла, это коррупционная структура", – считает Чорновил.
Экс-нардеп подчеркнул, что США могут начать расследование в отношении Тимошенко, чье имя фигурировало в деле бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, отсидевшего в американской тюрьме девять лет по обвинению в коррупции и отмывании денег.
"Не исключаю, что президент Украины попросил Байдена поставить на место "Батьківщину" и "Самопоміч" как врагов реформ и сторонников коррупции. Байден соглашается и посылает этот сигнал публично, а не на уровне Госдепа, когда во время визита Тимошенко в Америку ей присылают для переговоров не серьезного политика, а самого мелкого клерка, который объясняет Юлии Владимировне: США начнут расследование ваших грязных денег, если вы не перестанете тормозить реформы в Украине и работать на Путина. Звучит как конспирология, но немного зная американскую дипломатию изнутри, мне эта версия кажется вполне вероятной. Это сигнал отдельным политическим лидерам Украины, которые непосредственно тормозят реформы, что они могут получить статус врагов США. А в случае с Тимошенко этот статус значит только одно: при любом выезде за границу Юлия Владимировна может оказаться там, где уже побывал ее друг Лазаренко", – убежден Чорновил.
Однако основной месседж Байдена, по мнению политического аналитика, предназначался Украине в целом: необходимо ускоряться в реформировании.
"Версия вторая: США недовольны пробуксовкой реформ в Украине, хотят их ускорения, потому Байден публично сделал такое заявление. Это сигнал всей Украине. Первой версии я бы отдал 10%, второй – 90%", – заявил Чорновил.
21 сентября 2016 года на Совете по международным отношениям в Нью-Йорке вице-президент США Джозеф Байден заявил, что "по крайней мере пять стран Евросоюза хотят отказаться от санкций против России", а Украина не должна дать повод ЕС отменить эти санкции.
Байден отметил, что с началом кризиса в Украине не менее двух–трех часов в неделю разговаривает по телефону с украинскими лидерами, побуждая их заниматься реформами. Он также добавил, что накануне встречался с президентом Петром Порошенко на Генассамблее ООН, и попросил его сделать все возможное, чтобы Украина не стала виновной в случае провала Минских соглашений.
Экономические санкции в отношении России были введены Соединенными Штатами, Евросоюзом и некоторыми другими странами весной 2014 года после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе. Санкционные пакеты несколько раз расширялись и ужесточались, а последний раз были продлены до конца января 2017 года.