В процессе реформирования силовых и антикоррупционных структур между новыми ведомствами были заложены конфликты, которые на позволяют эффективно выполнять возложенные на них задачи. Такое мнение в интервью "Обозревателю" выразил бывший заместитель генерального прокурора Украины, экс-заместитель главы СБУ Николай Обиход.
"К чему это приводит, мы уже видели на примере конфликта между Генпрокуратурой и НАБУ. Такие конфликты непременно будут, и количество их увеличится прямо пропорционально числу множащихся органов – это первое. А второе, вместо кулака получаются растопыренные пальцы – нанести удар по организованной преступности, по преступности в целом растопыренной ладонью сложнее, чем кулаком", – рассказал Обиход.
Он считает, что избежать такого же конфликта между Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) и Государственным бюро расследований (ГБР) можно, если их объединить.
"Я полагаю, что вместо этих двух органов должен быть один. На мой взгляд – опытного следователя и прокурора, – НАБУ нужно включить в состав ГБР в качестве отдельного подразделения, очень важного, но в составе Госбюро, – считает спикер. – Это размельчение сил, лучше, когда небольшой антикоррупционный орган, НАБУ, войдя в состав намного более мощного ведомства, Государственного бюро расследований, сможет опереться на всю мощь этой суперорганизации и ее возможности".
Он также отметил, что "выкидывание из рядов правоохранительных структур опытных кадров завалило все надежды на то, что в ближайшие годы будет улучшение в работе правоохранительных органов". Выделение следствия из прокуратуры в отдельную структуру Обиход назвал позитивным решением.
"Если говорить системно, то следствие должно быть выделено из Генпрокуратуры, потому что осуществление одновременно предварительного, досудебного следствия и надзор за ним одним тем и тем же органом не совсем правильно, это чревато злоупотреблениями, как на политической основе, так и на внутриведомственной, и вся история ГПУ, к сожалению, это подтверждает. Поэтому создание нового отдельного органа, который будет осуществлять функции досудебного следствия – это прогресс, и большинство кадровых работников следствия, ветеранов считают это позитивным введением", – добавил бывший замгенпрокурора.
Возглавить ГБР должен юрист с опытом практической деятельности, заявил Обиход, и назвал наиболее подходящего с его точки зрения кандидата.
"Хотелось бы, чтобы этот орган возглавил человек, который менее подвержен аппаратным играм, аппаратному стилю деятельности. Думаю, нужно посмотреть на молодых, имеющих хорошую юридическую биографию, определенные заслуги в тех сферах, где они работают. Я бы советовал приглядеться к такому человеку, как Алексей Горащенков. У него отличный послужной список, и, кроме того, он представитель крепкой династии: я знаю его отца, который дважды был начальником уголовного розыска в городе Киеве, причем – в бурные времена для нашего отечества, и также прекрасно справлялся со своей работой. О нем отзываются как о высококвалифицированном юристе, талантливом менеджере, принципиальном и порядочном человеке, умеющем защищать свою позицию. Эти качества сегодня как никогда важны для выполнения тех задач, которые стоят перед ГБР", – заявил Николай Обиход.
Он назвал нынешних руководителей НАБУ и САП "середнячками" и "слабенькими профессионалами" и заявил, что в конкурсной комиссии много людей, далеких от сферы деятельности ГБР.
Закон о Государственном бюро расследований был принят Верховной Радой 12 ноября 2015 года и является частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, 1 марта того же года закон вступил в силу.
Госбюро заберет у Генеральной прокуратуры функции досудебного следствия.
Руководитель ГБР будет избран независимой конкурсной комиссией и назначен президентом Украины. Двух заместителей глава ГБР назначит сам, но тоже после избрания конкурсной комиссией. На заседании 5 декабря конкурсная комиссия отобрала 19 кандидатов из 50 на должности директора и заместителей директора бюро.
Член комиссии по отбору руководства Государственного бюро расследований Украины Денис Монастырский 4 января 2017 года заявил, что главу ведомства должны выбрать не позже весны.